Интеллектуальный нон-фикшн: самые ожидаемые книжные новинки осени | mydecor.ru

Автор нашумевших «Ешь, молись, люби», чьи мемуары легли в основу сюжета фильма «Бар „Гадкий койот“», погружает читателя в ослепительный и порочный мир нью-йоркского театрального андеграунда 1940-х годов.

«Город женщин» — лишь отчасти историческое исследование, в основном это манифестация свободы, сексуальности и права женщины на самоопределение вопреки жестким рамкам общественной морали. Сквозь призму судеб молодых героинь — актрис, танцовщиц, художниц — Гилберт исследует границы дозволенного и природу подлинной любви, заставляя читателя задаться вопросом: насколько далеко мы готовы зайти в поисках себя? Это история о барьерах, которые не рушатся от одного удара, но которые можно преодолеть упрямством духа и жаждой жизни.

Элизабет Гилберт. «Город женщин». Издательство «Рипол классик»
Реклама. ripol.ru

Масштабный исследовательский проект, рожденный в стенах Музея Москвы, продолжается в книге с тем же названием, что и популярная выставка 2024 года. Этот фундаментальный труд выходит далеко за рамки каталога. Искусствоведы и кураторы проекта теперь уже в литературном формате реконструируют образ советской женщины эпохи авангарда, рассматривая ее как многогранный феномен.

Через анализ картин, фотографий, плакатов и архивных документов авторы показывают, как ломался и собирался заново гендерный код жительницы столицы — из закрепощенной домохозяйки она превращалась в метростроевку, парашютистку, художницу или ученого.

Эта книга — про социальный сдвиг, запечатленный в тысячах личных историй, в том числе историй знаменитостей — Людмилы Маяковской, Варвары Степановой, Александры Кольцовой-Бычковой, Веры Мухиной и др. А вместе эти истории складываются в грандиозную картину эпохи больших надежд и трагических противоречий.

Ксения Гусева, Надежда Плунгян. «Москвичка. Женщины советской столицы 1920−1930-х». Издательство «Музея Москвы»
Реклама. shop.mosmuseum.ru

Знаменитый израильский писатель пишет роман про… знаменитого израильского писателя. Лирический герой автора переживает полный крах. Он уверен, что скоро потеряет жену, его старшая дочь сбежала в интернат, спасаясь от того, что отец использовал ее личную жизнь в своих книгах. Единственная опора и лучший друг — при смерти. И тогда он решается на рискованный эксперимент: написать новый роман в виде серии ответов на вопросы читателей, причем ответов с предельной, почти разрушительной честностью.

Что получается, когда публичная фигура перестает играть роль и выверять каждое слово? Почему «Последнее интервью»? В книге действительно много экзистенциальных вопросов — это многослойный роман-лабиринт, роман-исповедь, где за внешним сюжетом скрывается напряженный поиск правды в мире, где она стала размытой и неочевидной категорией. Это размышление о том, можно ли оставаться собой, когда все вокруг рушится.

Эшколь Нево. «Последнее интервью». Издательство «Книжники»
Реклама. knizhniki.ru

Автор бестселлера «Затерянный книжный» возвращается с новой историей, где магия ирландского фольклора переплетается с личной историей современной героини. Сара Харпер, оказавшись на распутье после расставания с мужем, по воле случая попадает в загадочный коттедж Торнвуд в Ирландии, а вовсе не к сестре в Бостон, как планировала. Это место хранит тайну столетней давности, связанную с американским антропологом, приехавшим изучать предания о фейри, и Анной, дочерью фермера, ставшей его помощницей.

Дневник Анны, попадающий в руки Сары, становится мостом между эпохами. Вудс виртуозно балансирует на грани реализма и сказки, создавая атмосферное повествование о том, как прошлое продолжает жить в нас, а истории, которые мы собираем, в итоге «собирают» и исцеляют нас самих.

Иви Вудс. «Собиратель историй». Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru

Итальянская литература дарит любителям осеннего чтения один из своих самых неспешных и теплых романов, который критики уже окрестили прозаическим эквивалентом «Сладкой жизни» Феллини. Это история Лео Гадзарры, миланца, живущего в Риме конца 1960-х и сознательно выбравшего роль наблюдателя, стороннего зрителя в театре жизни. Он перебивается случайными заработками, читает, пьет вино и предается рефлексии, пока в канун своего тридцатилетия не встречает Арианну — женщину-загадку, чей образ будет преследовать его, то появляясь, то исчезая в лабиринтах Вечного города.

Рим здесь — не просто фон, а полноценный герой, пьянящий и равнодушный, ласковый и требовательный. Роман Каллигарича — это гимн созерцательности, этакая светлая, почти чеховская или фицджеральдовская, грусть о быстротечности времени, зыбкости любви и красоте мгновений, которые мы пропускаем, если вовремя не замедлимся на наслаждения.

Джанфранко Каллигарич. «Последнее лето в городе». Издательство Corpus
Реклама. ООО "Яндекс"

Еще один роман-наблюдение, но не с солнечного итальянского пляжа, а с самого дна социальной лестницы. Легенда американской литературы, лауреат Пулитцеровской премии Кормак Маккарти, автор книг, которые были экранизированы так, что «порвали» Голливуд, приготовил новую и, пожалуй, самую личную и неоднозначную работу. «Саттри» — это немыслимый сплав джойсовского «Улисса» и стейнбековского «Консервного ряда», эпичная трагикомедия о жизни на обочине.

Главный герой, Корнелиус Саттри, бросивший семью и поселившийся в плавучем доме на реке в Ноксвилле 1950-х, ведет жизнь маргинала в компании воров, проституток и философствующих алкоголиков. Но за этим внешним хаосом скрывается глубокий поиск смысла и попытка сохранить человеческое достоинство в мире, лишенном всякой патетики.

Сложный, ритмичный синтаксис Маккарти, его фирменный взгляд на изнанку американской мечты и отрешенная непосредственность главного героя сливаются в текст, который невозможно просто прочитать — его можно только прожить, как проживают шторм, выходя на берег уже полностью обновленными.

Кормак Маккарти. «Саттри». Издательство «Азбука»
Реклама. ООО "Яндекс"

Создатель легендарного «Библиотекаря» возвращается с первым за шесть лет романом — веселой и страшной сказкой для взрослых, где реальность советского двора с его очередями, пересудами и распухшими от пьянства лицами соседей сплетается с апокалиптическими видениями эфемерного будущего. Как говорит сам автор, это не книга, а реквием: история о том, как привычка, быт утягивает в долину скорби, где герои крестятся отекшими пальцами и ждут грузовик с сахаром. Правда, как и всегда у Елизарова, это не просто сахар: за всеми деталями, за лютым абсурдом скрывается метафизическая драма.

Это одновременно и ностальгия по ушедшему миру, и пародия на него: крутой замес высокого и площадного искусства, заставляющий читателя смеяться и содрогаться одновременно.

Михаил Елизаров. «Юдоль». Издательство АСТ
Реклама. ООО "Яндекс"