Сад Гринвуд расположен в Шорт-Хиллсе, штат Нью-Джерси. Всего 45 минут пути от Манхэттена, и мы переносимся в историю более чем столетней давности. «Гринвуд — это своего рода палимпсест: роспись, выполненная поверх старого изображения. И современный сад, и исторический памятник, созданный в традициях Arts & Crafts с отсылом к классическим паркам Италии, — говорит главный садовник Луи Бауэр. — Великолепные водные каскады, террасы, выложенные фаянсовой плиткой, платановые аллеи, гроты, поросшие мхом дорожки и россыпи полевых цветов делают Гринвуд жемчужиной садово-паркового искусства».
Но так было не всегда. Когда ландшафтный архитектор Марко Поло Стуфано (Marco Polo Stufano) впервые увидел сад, тот словно находился в спячке. «Изгороди и каскады имели довольно потрепанный вид, но во всем ощущалось былое величие и огромный потенциал, — говорит Стуфано, который прибыл сюда в 2002 году вместе с американским Обществом охраны садов, чтобы по просьбе владельцев заняться реставрацией парка. — Я был поражен. Пейзажи такого масштаба входят в учебники, однако в истории американских садов я не встречал даже упоминания о Гринвуде».
Эта секретность имеет свое объяснение. Первые владельцы сада — семья Джозефа П. Дэя, сделавшая состояние на торговле недвижимостью, — были одержимы идеей неприкосновенности частной собственности и предпочитали жить за плотно закрытой дверью. Но по иронии судьбы именно они заложили основу будущего публичного парка.
Джозеф П. Дэй и его жена Паулина Мартиндэйл Поуп приобрели 32 гектара земли в 1906 году и наняли архитектора Уильяма Уэттена Ренвика (William Whetten Renwick), попросив его сделать лучшее, на что он способен. Ренвик построил дом в стиле Arts & Crafts — с башнями, рукотворными фресками и коваными воротами работы знаменитого мастера Самуэля Елина.
Для облицовки террас Ренвик использовал плитку фарфоровой мануфактуры «Руквуд». Он же спроектировал террасы в задней части дома, водные каскады, подпорные стены и дорожки, создал пруды, построил увитые виноградом перголы и заказал арт-объекты у лучших керамистов своего времени.
В духе идей Arts & Crafts, воспевающих красоту ручного труда и самой природы, продолжением парка стала настоящая ферма. По легенде, миссис Дэй собственноручно собирала яйца из курятника и овощи с огорода и каждый вторник вместе с водителем отправлялась в Ньюарк продавать урожай.
После смерти Дэя имущество было разделено и продано на аукционе. Пройдя через несколько рук, поместье пришло в упадок. Поэтому, когда в 1949 году землю приобрели молодожены Питер и Аделаида Бланшар, они затеяли большую стройку. На месте старого дома возникла усадьба в георгианском стиле. Питер, топ-менеджер IBM, увлекся идеей разбить регулярный французский парк. Он высадил сотни самшитов, дополнил площадки скульптурами, но, главное, сохранил ландшафт Ренвика.
Новый этап истории Гринвуда — 2000 год. Следуя воле отца, Питер Бланшар III и его жена София решили открыть сад для публики, ради чего основали частную некоммерческую организацию «Сады Гринвуд» и провели реставрацию при содействии Общества охраны садов. Первый этап работ по восстановлению геометрии и ограждений парка завершился в 2013 году, тогда же сад увидели первые посетители.
«Поскольку выбор растений подчинен идее ландшафтной архитектуры, палитра сада довольно сдержанная, — заключает главный садовник Луи Бауэр. — Новые посадки призваны сохранить очарование старины и заложить основу для яркого будущего. Я выбрал сорта, которые могли расти здесь раньше, например древовидные пионы, выведенные Алисой Хардинг в 1920-х. При этом отдал предпочтение неприхотливым растениям. Скажем, кусты кариоптериса, известного как „синяя борода“, не требуют обрезки увядших цветов и создают сильный визуальный эффект. И хотя самшитовые изгороди еще не достигли былой высоты и плотности, Гринвуд вновь демонстрирует свое величие, которое ощущаешь с первой минуты знакомства с садом». www.greenwoodgardens.org