Кресла Adirondack стоят возле бордюра, где растет глициния, подстриженный самшит и фиолетовые ирисы сорта Art Deco, оттененные молочаем. Красные розы на стене остались со времен Марка Румари.
Когда писательница Оливия Лэнг (Olivia Laing) впервые приехала сюда четыре года назад, она знала, что этот сад когда-то был весьма знаменит в мире ландшафтного дизайна. Его заложил и спроектировал в 1960-х годах Марк Румари (Mark Rumary), главный дизайнер известного питомника Notcutts, который жил в этом доме с 1961 года до своей кончины в 2010 году.
За увитым розами фасадом новая хозяйка обнаружила заросший участок. «Хотя я впервые увидела его в январе, сразу бросалось в глаза, насколько серьезные ландшафтные работы здесь были сделаны, — рассказывает Оливия. — Мне хотелось восстановить сад, сохранив атмосферу некоторой запущенности — ведь он рос, развивался и менялся на протяжении десятилетий».
Оливия сохранила некоторые из оригинальных кустарников под старой мушмулой, включая пестрый бересклет и пятнистый лавр, добавив морозники, теллиму крупноцветковую, птицемлечник с серебристыми цветами и белые тюльпаны сорта White Triumphator.
Чтобы восстановить сад, нужно было сначала понять задуманный Марком план, а затем шаг за шагом расчистить заросшие участки и добавить новые растения. В юности Оливия зачитывалась книгой Дерека Джармена «Современная природа», в которой он исследовал лекарственные растения, и даже выучилась на травника, пять лет изучая ботанику. Поэтому интерес к растениям, особенно историческим, для нее не просто хобби.
Новая хозяйка была в восторге от того, что наконец-то обрела настоящий сад и сможет выращивать любимые цветы. «У меня было чувство сопричастности чему-то великому, предыдущий владелец многое здесь сделал, — объясняет писательница, — Это похоже на совместную работу, только разнесенную на несколько десятилетий во времени».
Оливия переделала территорию, известную во времена Марка как библиотечный сад, заменив часть газона мощением и прямоугольным прудом. Большая калина морщинистолистая и гохерия появились еще при прежнем владельце и сильно разрослись. Страусники растут вдоль стены, а у пруда расположились ирис Паллида Вариегата и саркококка. На переднем плане — недавно посаженные синюха и василистник Black Stockings.
Оливия почти год расчищала заросшие места и убирала сорняки. На первый взгляд, это изнурительная работа, но она подарила ей немало открытий — так писательница смогла лучше понять замыслы Марка. Там были редкие пионы и необычные разновидности папоротника, гохерия, желтые розы и инжир. «Повсюду я находила наследие, оставленное Марком, — говорит писательница, — Предыдущие владельцы ничего здесь не делали лет десять, поэтому когда мы переехали, сад сохранил прежние посадки, хотя и был сильно запущен».
Под растущим вдоль стены инжиром Оливия высадила кардоны, оранжевый гравилат сорта Mrs J. Bradshaw, а также тюльпаны Mariette и World Expression.
Постепенно раскрывался изначальный характер сада: бордюры и растения, увивающие старые кирпичные стены, живые изгороди, помогающие разграничить пространство, небольшой пруд с лилиями, вдохновленный садами Андалусии, стройные кипарисы, которые Марк вырастил из семян.
Сбоку от дома растет небольшая слива, под которой высажены весенние луковичные и синие камассии.
После четырех лет работ Оливия, наконец, смогла привести в порядок заросший сад. Она добавила новые растения и переделала зоны, где растения выродились или захирели. «Сначала я была увлечена ландшафтными планами Марка, но постепенно решила добавить туда больше легкости. Я поощряю самосев, поэтому сад меняется каждый год, и так волнительно видеть, что из этого получится».
Весной тюльпаны и незабудки окрашивают бордюры своими нежными оттенками, а в библиотечном саду появились новые сорта пионов и лилий. Оливия сама занимается практически всеми работами, включив их в свой рабочий график: «Я бы провела параллель между садоводством и писательством. В обоих случаях вы создаете структуру, а затем внимательно ее редактируете».