Сад, расположенный в самом сердце парижского квартала Сен-Жермен-де-Пре, полон воспоминаний о своем хозяине — Пьере Берже (Pierre Bergé). Партнер и сподвижник Ива Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent) ушел из жизни восьмого сентября 2017 года, но здесь все по-прежнему. На веранде цветет бархатно-фиолетовая чемерица, чей цвет хозяин предпочитал всем прочим оттенкам. Где-то поблизости бродит Эхо — именно так, в честь древнегреческой нимфы, Пьер назвал свою собаку японской породы сиба-ину.
Каждая деталь раскрывает замысел Пьера Берже — создать роскошный зеленый театр, в котором дом, природа и человек находятся в неразрывной связи. Место, где найден идеальный баланс между плотностью и прозрачностью форм, бурной растительностью и строгой геометрией, легкостью и глубиной зеленых оттенков.
«Мои отношения с садом основаны на взаимности. Мы по-настоящему счастливы вместе», — говорил Пьер Берже. Парижский особняк XVIII века он купил в девяностых годах и обратился за помощью к своим друзьям — ландшафтным дизайнерам Луи Бенешу (Louis Benech) и Паскалю Крибье (Pascal Cribier).
«Так как участок пребывал в упадке, я дал им карт-бланш. Единственной просьбой с моей стороны было не делать газон: здесь он совершенно неуместен», — вспоминал Берже.
Сад стал продолжением столовой, в которой для этого сделаны большие окна. Участок прямоугольной формы защищают от посторонних глаз плотные ряды бамбука и живая изгородь.
Венчают перспективу деревья, включая любимую Пьером гледичию, и кустарники с тонкими ветками, которые оставляют просветы и позволяют взглянуть на небо. В центре — пышная композиция, фонтанирующая осоковым разнотравьем.
В нескольких шагах — уголок для отдыха, мощенный бургундским камнем. Здесь же — скрытые в листве теплицы для орхидей. В горшках на веранде растут сезонные растения. Пьер любил их менять, чтобы сохранять ощущение новизны.
На восточной стороне сада он обыграл зеленую палитру, сформированную из листьев разных оттенков и разной формы. Этот прием Берже подсмотрел в парках Киото, которые считал истинными шедеврами легкости и воздушности.
«Когда утренний свет пробирается сквозь листву, наступает момент магии», — говорил он. Кустарники естественной формы — магонии, аралии и карликовые клены — контрастируют с самшитами, подстриженными в виде конусов, а также с серебристыми кронами плакучих груш.
«Мои сады всегда со мной, — говорил Пьер Берже. — Их было так много в разных местах, от Марокко до Нормандии, но все созданы в гармонии с местом. Сады — мои главные учителя, именно они научили меня доверять своим чувствам и во всем стремиться к идеалу».