Золотой кабинет в Версале. | Источник: Château de Versailles
Золотой кабинет в Версале.
Фото
Château de Versailles

Мария-Антуанетта, австрийская принцесса и супруга Людовика XVI, остается одним из самых символичных персонажей в истории Версаля. Она прибыла к французскому двору в четырнадцать лет, спустя четыре года стала королевой, но правила не столько страной, сколько своим маленьким миром, ограниченным Версалем, Трианоном, Фонтебло, Марли — дворцами, в которых она играла свою роль королевы рококо.

Портрет Марии-Антуанетты кисти Жана-Батиста-Андре Готье-Даготи. | Источник: wikipedia.org
Портрет Марии-Антуанетты кисти Жана-Батиста-Андре Готье-Даготи.
Фото
wikipedia.org

За двадцать лет она ни разу не попыталась познакомиться со своим государством, ни разу не переступила порог дома обычного горожанина. Быть королевой для нее значило всего лишь быть самой прекрасной, самой элегантной, самой очаровательной женщиной королевского двора, вызывающей восхищение у всех, кто ее окружает.

Золотой кабинет в Версале. | Источник: Château de Versailles
Золотой кабинет в Версале.
Фото
Château de Versailles

Своей резиденцией Мария-Антуанетта сделала дворец Малый Трианон, который Людовик XVI преподнес ей как игрушку, «утренний дар». У нее были парадные апартаменты и в Версале — согласно дворцовому этикету, здесь должны были проходить аудиенции и публичные трапезы. Но королева, привыкшая к более простому церемониалу австрийского двора, стремилась оградить свое личное пространство от посторонних взглядов, поэтому за потайной дверью в королевской спальне были спрятаны ее личные покои — маленькая двухэтажная квартирка с окнами, выходящими во внутренний двор.

Золотой кабинет в покоях Марии-Антуанетты. | Источник: Château de Versailles
Золотой кабинет в покоях Марии-Антуанетты.
Фото
Château de Versailles

Личные покои Марии-Антуанетты, открывшиеся к 400-летию Версаля, — это территория, на которой она принимала близких друзей или играла с детьми. В Золотом кабинете в ходе реставрации восстановлено убранство, созданное придворным архитектором Ришаром Миком (Richard Mique). В 1784 году он заменил шелковую обивку деревянными резными панелями с античными мотивами, вошедшими в моду благодаря недавно открытым развалинам Помпеи и Геркуланума.

Одна из комнат в личных покоях Марии-Антуанетты. | Источник: Château de Versailles
Одна из комнат в личных покоях Марии-Антуанетты.
Фото
Château de Versailles

Форма комнаты позволяла слугам проходить из спальни в другие комнаты, не беспокоя короля, который в полдень приходил в будуар отдохнуть. Отсюда его название (Meridian, то есть «полдень»). В 1781 году Мария-Антуанетта родила, наконец, наследника, и это радостное событие получило отражение в обновленном убранстве будуара. Декор из дерева и бронзы прославляет новорожденного принца, королевскую чету (орел Юпитера, символизирующий короля, и павлин Юноны, королевы) и супружескую любовь (гирлянды из роз, лук и стрелы).

Кабинет «Меридиен» (будуар Марии-Антуанетты). | Источник: Château de Versailles
Кабинет «Меридиен» (будуар Марии-Антуанетты).
Фото
Château de Versailles
Будуар Марии-Антуанетты, фрагмент. | Источник: Château de Versailles
Будуар Марии-Антуанетты, фрагмент.
Фото
Château de Versailles
Библиотека Марии-Антуанетты, фрагмент. | Источник: Château de Versailles
Библиотека Марии-Антуанетты, фрагмент.
Фото
Château de Versailles

Хотя про Марию-Антуанетту говорили, что она за всю свою жизни не прочитала до конца ни одной книги, ее личные покои включали библиотеку, оформленную между 1779 и 1781 годами все тем же Ришаром Миком. Книги хранились в застекленных шкафах, высоту полок можно было регулировать. Во время революционных событий библиотека королевы была перевезена в Париж и сейчас хранится в Национальной библиотеке Франции. Архитектор разделил судьбу своей королевы: он был заподозрен в попытке ее освободить, арестован и казнен на гильотине.

Библиотека в личных покоях Марии-Антуанетты. | Источник: Château de Versailles
Библиотека в личных покоях Марии-Антуанетты.
Фото
Château de Versailles
Источник: Château de Versailles
Фото
Château de Versailles