Студия Пьера Йовановича в особняке XVIII века (фото 0)
Лестница. Потолочный светильник по эскизам Пьера Йовановича. Бра Double mouche Пьера Шаро, металл и алебастр, 1927 год. Скульптура из бамбука Джина Моригами, Galerie Pierre Marie Giraud. На стене — работа Ричарда Нонаса, черешневое дерево, Galerie Anne de Villepoix.
Фото
JEAN-FRANÇOIS JAUSSAUD) / LUXPRODUCTIONS

Один из самых известных минималистов на парижской декораторской сцене Пьер Йованович (Pierre Yovanovich) выбрал для своего нового офиса 2-й округ Парижа — особняк XVIII века на улице Борегар. Обстановка мастерской сразу характеризует владельца как подлинного эстета: это тот случай, когда даже клюквенный цвет жидкости для мытья посуды — уже улика, особенно в сочетании со смородиново-кирпичным оттенком стен офисной кухни. На каждом предмете — отпечаток авторского почерка Йовановича, как в известной поговорке: «льва узнают по когтям».

Студия Пьера Йовановича в особняке XVIII века (фото 2)
Кабинет. Диван, кресла Assis(asy)métrie, The Invisible Collection, настенный светильник Laure по эскизам декоратора. Письменный стол Boomerang из красного дерева, дизайн Джона Кила, 1950-е годы. Торшеры, Poul Dinesen, 1960 год. На стене — работы Wall Plan n°3 Тадаси Каваматы, Galerie Kamel Mennour (слева), и In the Days of War I (Korzhhev) Георга Базелица, Galerie Thaddaeus Ropac. Ковер Ecorce из шерсти и джута, дизайн Пьера Йовановича.
Фото
JEAN-FRANÇOIS JAUSSAUD) / LUXPRODUCTIONS

Первое, что покорило декоратора в этом пространстве, — лестница. «На тот момент помещения пустовали, место казалось заброшенным, если бы не лестница — позвоночник всего здания и одновременно автограф интерьера, — говорит Йованович. — Когда к нам приезжают клиенты, часто иностранцы, им не приходится ничего объяснять — они сразу видят перед собой квинт­эссенцию парижского стиля». Люстра на лестнице, наоборот, строгая, современная и непривычной длины: трубки каркаса, спроектированные Йовановичем, напоминают спагетти с чернилами каракатицы. Жесткие, сваренные из металла и спускающиеся очень низко, они контрастируют с коваными завитками лестничного ограждения. Уже здесь, на ступенях, будущее встречается с прошлым.

Студия Пьера Йовановича в особняке XVIII века (фото 4)
Библиотека. Дубовый стол по эскизам Йовановича. Стулья, дизайн Антуана Филиппона и Жаклин Лекок, 1950 год. Люстра, Hans-Agne Jakobsson, 1950-е годы, Швеция. На стене — работа Bild 15.03.2016, Galerie Thaddaus Ropac, акрил по алюминию.
Фото
JEAN-FRANÇOIS JAUSSAUD) / LUXPRODUCTIONS

В здании четыре этажа, каждый — со своей приемной, холлом, мастерскими. Кабинет Йовановича — на втором этаже. На полу — версальский антикварный паркет и каменная мозаика. Декоратор охотнее использует матовые тона, нежели глянцевые, при этом в его интерьерах всегда ощущается и кураж экспериментов с цветом — красный, серо-зеленый или голубой оживляют лаконичное пространство, одновременно смягчая его.

Студия Пьера Йовановича в особняке XVIII века (фото 6)
Холл. Стены и дверь облицованы травертином. Подвесной диван, журнальный столик, дизайн Пьера Йовановича. Скульптура Эрвина Вурма, Galerie Thaddaeus Ropac. Кресла Berga, дизайн Акселя Эйнара Хьорта. Люстра M2, дизайн Жозефа-Андре Мотта, 1958 год. Дубовый паркет.
Фото
JEAN-FRANÇOIS JAUSSAUD) / LUXPRODUCTIONS

Творческое кредо Йовановича укладывается, пожалуй, в трех понятиях: глубина, тактильность, все-таки не минимализм, а «псевдоминимализм», подразумевающий такие ограничения, как отказ от карнизов, лепнины и плинтусов, а отнюдь не схематичность и аскезу. Поклонник Алвара Аалто (Alvar Aalto), коллекционер искусства, влюбленный в северный дизайн, Йованович — уроженец Ниццы, обожает керамику, исторически составляющую славу Валлориса. Тесно сотрудничая с художниками, он каждый раз заказывает им нечто необычное из керамики: скульптурные дымоходы каминов, основания ламп и торшеров, журнальные столики и настенные панно.

«В нашей профессии важно не потерять детской остроты восприятия»
Студия Пьера Йовановича в особняке XVIII века (фото 9)
Обеденная зона. Дубовый стол и стулья в обивке из ткани Pierre Frey по эскизам декоратора. Шкаф, дизайн Пьера Йовановича, дуб, в отделке фасадов — патинированная сталь. Потолочный светильник Lumière présidentielle. Торшер LT10, дизайн Луиджи Качча Доминиони, 1950-е годы. На столе — керамика Pyramide, Jacques & Dani Ruelland, 1970–1980-е годы. Ваза, Atelier Primavera, 1922 год, галерея Thomas Fritsch — Artrium. На стене — фотография Assuan I, Ägypten Элгера Эссера, Galerie Thaddaeus Ropac.
Фото
JEAN-FRANÇOIS JAUSSAUD) / LUXPRODUCTIONS

На верхних этажах находятся мастерские, а также комнаты для хранения образцов тканей, материалов и мебельных прототипов. Открытые несущие балки делают пространство похожим на старую ферму где-нибудь в Перигоре. Деревенская простота, кстати, тоже близка Йовановичу — рубленые формы и грубые деревянные фактуры. «Во дворе у нас находится школа. Мне нравится, что во время перемены с улицы доносятся детский смех и голоса, — рассказывает Йованович. — В нашей профессии важно не потерять остроту восприятия — ту, что есть у ребенка». Вспоминаются слова Бодлера о том, что гениальность — это добровольный возврат в детство. Все именно так — добавить нечего.

Открытые балки делают пространство похожим на ферму — и все это в центре Парижа
Студия Пьера Йовановича в особняке XVIII века (фото 12)
Мастерские на верхнем, 5-м этаже здания. Декоратор сохранил открытой старую дубовую балочную конструкцию. Стены и откосы кровли оштукатурили и побелили. Кресло Bébé Ours, дизайн Пьера Йовановича, The Invisible Collection.
Фото
JEAN-FRANÇOIS JAUSSAUD) / LUXPRODUCTIONS