Один из самых известных минималистов на парижской декораторской сцене Пьер Йованович (Pierre Yovanovich) выбрал для своего нового офиса 2-й округ Парижа — особняк XVIII века на улице Борегар. Обстановка мастерской сразу характеризует владельца как подлинного эстета: это тот случай, когда даже клюквенный цвет жидкости для мытья посуды — уже улика, особенно в сочетании со смородиново-кирпичным оттенком стен офисной кухни. На каждом предмете — отпечаток авторского почерка Йовановича, как в известной поговорке: «льва узнают по когтям».
Первое, что покорило декоратора в этом пространстве, — лестница. «На тот момент помещения пустовали, место казалось заброшенным, если бы не лестница — позвоночник всего здания и одновременно автограф интерьера, — говорит Йованович. — Когда к нам приезжают клиенты, часто иностранцы, им не приходится ничего объяснять — они сразу видят перед собой квинтэссенцию парижского стиля». Люстра на лестнице, наоборот, строгая, современная и непривычной длины: трубки каркаса, спроектированные Йовановичем, напоминают спагетти с чернилами каракатицы. Жесткие, сваренные из металла и спускающиеся очень низко, они контрастируют с коваными завитками лестничного ограждения. Уже здесь, на ступенях, будущее встречается с прошлым.
В здании четыре этажа, каждый — со своей приемной, холлом, мастерскими. Кабинет Йовановича — на втором этаже. На полу — версальский антикварный паркет и каменная мозаика. Декоратор охотнее использует матовые тона, нежели глянцевые, при этом в его интерьерах всегда ощущается и кураж экспериментов с цветом — красный, серо-зеленый или голубой оживляют лаконичное пространство, одновременно смягчая его.
Творческое кредо Йовановича укладывается, пожалуй, в трех понятиях: глубина, тактильность, все-таки не минимализм, а «псевдоминимализм», подразумевающий такие ограничения, как отказ от карнизов, лепнины и плинтусов, а отнюдь не схематичность и аскезу. Поклонник Алвара Аалто (Alvar Aalto), коллекционер искусства, влюбленный в северный дизайн, Йованович — уроженец Ниццы, обожает керамику, исторически составляющую славу Валлориса. Тесно сотрудничая с художниками, он каждый раз заказывает им нечто необычное из керамики: скульптурные дымоходы каминов, основания ламп и торшеров, журнальные столики и настенные панно.
«В нашей профессии важно не потерять детской остроты восприятия»
На верхних этажах находятся мастерские, а также комнаты для хранения образцов тканей, материалов и мебельных прототипов. Открытые несущие балки делают пространство похожим на старую ферму где-нибудь в Перигоре. Деревенская простота, кстати, тоже близка Йовановичу — рубленые формы и грубые деревянные фактуры. «Во дворе у нас находится школа. Мне нравится, что во время перемены с улицы доносятся детский смех и голоса, — рассказывает Йованович. — В нашей профессии важно не потерять остроту восприятия — ту, что есть у ребенка». Вспоминаются слова Бодлера о том, что гениальность — это добровольный возврат в детство. Все именно так — добавить нечего.
Открытые балки делают пространство похожим на ферму — и все это в центре Парижа