Это крупнейшая реконструкция Национальной портретной галереи с момента ее открытия в 1896 году. Ремонтные работы проводились в 1930-х и начале 2000-х годов, но реконструкция здания не была настолько радикальной, как сейчас. Принимаясь за нее, команды лондонских студий Jamie Fobert Architects и Purcell ориентировались как на отзывы посетителей галереи, так и на оригинальные рисунки архитектора Юэна Кристиана (Ewan Christian).
Центральной идеей было создание новой площади перед музеем, которая делает его более гостеприимным, и новой входной зоны, соединяющей световой колодец с цокольным этажом.
Площадь со встроенными в гранит скамейками подчеркивает новый вход в музей — три дверных проема, вырезанных в гранитном основании здания. Двери украшены изображениями вырезанных на них женских лиц — это работы Трейси Эмин (Tracy Emin), эпатажной британской художницы, подруги Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood).
Вестибюль музея был расширен за счет удаления некоторых перегородок, это позволило разместить в нем новый музейный магазин и кафе, которые выходят на оживленную улицу Лондона.
Делая здание более современным, реставраторы в то же время стремились вернуть ему былое величие, частично утраченное во время предыдущих ремонтов. Увеличить площадь экспозиции на 70 квадратных метров удалось только за счет неиспользуемых пространств.
Во всех галереях была восстановлена оригинальная архитектура, замурованные окна и световые люки были вновь открыты, а полы из выбеленного тикового дерева восстановлены. В восточном крыле музея появились новые галереи с климат-контролем. Ремонт показал возможности здания к изменениям — возможно, не последним в этом столетии.