ИСТОРИЯ
«Каретный сарай» входит в ансамбль городской усадьбы купцов Мараевых. Это длинное одноэтажное здание, состоящее из бывших хозяйственных построек, появившихся в разное время — с конца XIX века до 1910-х годов. К 1916 году из отдельных строений сложился единый комплекс, каждое включало несколько помещений для разных хозяйственных нужд. К северному зданию, в котором находился каретный сарай и конюшня, с западного конца были пристроены деревянные птичник и погреб.
В вальмовой крытой железом крыше были слуховые окна, украшенные резными декоративными элементами в виде пропиловочной резьбы. Помещения первой постройки имели балочные своды, во всех остальных — плоские деревянные по деревянным балкам потолочные перекрытия. В мансарде второго корпуса был сеновал, а на первом этаже располагался склад и еще одна конюшня с каретным сараем. Дальние от дома помещениях принадлежали прядильно-ткацкой фабрике «Товарищества мануфактур А.В. Мараевой в Серпухове», стоявшей рядом на фабричном дворе усадьбы: там располагались прядильное и чесальное отделение. За чесальным отделением стояла каменная баня для рабочих с деревянной, крытой железом пристройкой — раздевалкой.
Согласно описи 1916 года, в одном из каретных сараев стояли хозяйские экипажи: пролетка, два шарабана, тарантас «с корзиной», дрожки для теплой погоды и восемь саней для зимы. Там же хранилась зимняя и летняя одежда кучеров: шубы, поддевки, безрукавки, пояса, перчатки и шапки. В конюшне с денниками и стойлами содержались разгонная (охотничья) лошадь по кличке Ласточка, упряжная лошадь по кличке Кирпичик и две «белых лысых» лошади (с большими отметинами на мордах) для парной запряжки. Во втором каретном сарае находились рабочие повозки — полки и багажные сани, а в соседнем помещении конюшни держали рабочих лошадей.
В 1950–1970 гг. XX века здания находились в пользовании предприятий «Сельхозтехника» и «Агрохимцентр», что привело к их перепланировке и серьезным конструктивным изменениям с частичными разборками, сильно исказившими первоначальный облик комплекса. В 1988 г. по решению Серпуховского Исполкома Горсовета здание Каретного сарая вместе с Покровской старообрядческой церковью, также входящей в состав исторического архитектурно-художественного комплекса городской усадьбы Мараевых, было передано Серпуховскому историко-художественному музею вместе с прилегающей территорией.
РЕСТАВРАЦИЯ
В 2020 году была начата реставрация комплекса, которая завершилась в 2023 году: зданию вернули исторический облик, а усадьба приобрела целостный вид. Теперь пространство площадью 1200 кв. метров отдано под экспозиционные залы и может принимать самые современные выставки. «Каретный сарай» доступен и маломобильным посетителям: главный вход оборудован пандусом, широкие проходы позволяют проехать людям на инвалидной коляске и мамам с детьми. При входе размещена информационная табличка со шрифтом Брайля для слабовидящих и незрячих посетителей.
Руководство музея планирует разместить в новом арт-пространстве открытые для посещения фондохранилища скульптуры и редкой книги, а также библиотеку музея, которая раньше была недоступна массовому посетителю. А сейчас здесь проходит межмузейная выставка «Маковские. Константин и Владимир».
ЧТО ТАМ МОЖНО УВИДЕТЬ СЕЙЧАС
Первым выставочным проектом, открывшимся в новом пространстве «Каретного сарая», стала выставка «Маковские. Константин и Владимир», которую можно увидеть до 11 августа 2024 года. На ней представлено 87 шедевров из собрания 12 ведущих музеев России, включая Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Владимиро-Суздальского художественного музея, Самарских, Саратовских, Нижегородских и Ульяновских художественных музеев и др. Впервые в одном месте собраны работы всех циклов Константина (1839 –1915) и Владимира Маковских (1846–1920). В центре экспозиции — связь живописи Маковских с литературными и музыкальными мотивами, типичными для этого периода.
В основе концепции выставки лежит книга — этот образ прослеживается и в архитектуре, и в графическом дизайне: экскпозиционные стены выполнены в форме книжных страниц, а книжные закладки стали одним из базовых элементов графики.
Пространство дополняют аудиоинсталляции с фрагментами произведений тринадцати русских писателей, с которыми династия Маковских была связана дружбой. Так, например, на выставке можно увидеть картину «Скупой рыцарь» Константина Маковского и послушать отрывок из одноименного произведения Александра Пушкина, «Демона» Константина Маковского сопровождает поэма Михаила Лермонтова, а «Посещение бедных» Владимира Маковского — это мир, зафиксированный в «Бедных людях» Федора Достоевского и в работах других русских писателей.
Экспозиция разделена на две части, представляющие линии каждого из братьев. Центральный зал выставки создает образ метафорического «дома Маковских» и «чтения в близком кругу». При входе в эту зону расположена картина «Интерьер» Владимира Маковского. Здесь же — картины обоих художников, изображающих людей близкого им круга, а также полки с книгами, аудиофрагменты которых дополняют выставку. В экспозиции звучит музыка композиторов, также бываших в доме художников: Михаила Глинки, Сергея Танеева, Антона и Николая Рубинштейнов. Все это погружает зрителя в атмосферу домашних вечеров семьи Маковских.
Когда: до 11 августа 2024 года
Где: Серпухов, Серпуховский историко-художественный музей, ул. Чехова, 87