Время идет незаметно: девять лет пролетели в мгновение ока с тех пор, как Чжоу Тун (Zhou Tong) купил первый серьезный экспонат своей коллекции. Сейчас это произведение — автопортрет Яйои Кусамы (Yayoi Kusama) «Бесконечная, бесконечная любовь» — висит на самом видном месте в доме. Стоит пересечь двор и открыть дверь — взгляд сразу упирается в него. «Портрет вызывает у меня невероятной силы эмоции еще и потому, что в нем улавливаются черты моей матери», — признается хозяин.
Мать для него — самый главный человек в жизни, учитель и проводник в мир искусства. В 2000-х она одной из первых в Китае стала коллекционировать современное искусство. Как только Чжоу исполнилось пятнадцать лет, мать начала брать его с собой на встречи с художниками и аукционы, даже позволяла поднять табличку с повышением ставки. Разумеется, опыт не прошел даром. «Я с раннего детства находился под влиянием красоты искусства, — вспоминает Чжоу Тун. — В школе мне было скучно, и я не мог похвастать успехами. Просто ждал своего часа, чтобы полностью отдаться искусству. Можно сказать, оно стало моим спасением!»
«Я с раннего детства находился под влиянием красоты искусства»
По окончании школы восемнадцатилетний Чжоу Тун уехал в Америку изучать историю искусств в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA). Следующие пять лет он с неистовой страстью поглощал книги по искусству и жадно осматривал галереи. Сегодня в любом городе мира он первым делом идет в музей. «Только потратив на коллекционирование столько сил и энергии, сколько тратит солдат на передовой, можно выработать собственное интуитивное восприятие искусства», — твердо убежден Чжоу Тун.
«Если в доме есть настоящее искусство, остальной фон может быть скромным»
Этот трехэтажный дом в Шанхае построен по современному западному образцу и отражает труд двух поколений коллекционеров, Чжоу Туна и его матери. Пространство заполнено старинной мебелью, всюду — современные арт-объекты. Сложно подобрать слова, чтобы описать стиль интерьера. Гости любят шутить, что это место «без стиля». Чжоу Тун воспринимает это как комплимент.
«Дом — очень личное место и должен отражать мировоззрение человека, — говорит хозяин. — Эта мебель была у нас изначально, я не хотел убирать ее только ради создания единого стиля». Вначале он увлекался современным японским искусством, затем его внимание привлекли молодые китайские художники. В интерьере эти два направления связаны в единую систему восточной эстетики.
«Стена без картины все равно что тело без души»
Чжоу Тун уверен: если в доме есть настоящее искусство, то остальной фон может быть скромным. «Искусство — это не только украшение, но и душа дома!» Если какую-либо картину увозят в галерею, внезапно обнажившаяся стена вызывает у хозяина ощущение лишенного души тела. Самым срочным вопросом является поиск картины на опустевшее место. Время от времени он делает перестановку мебели и предметов искусства. Это простое действие приносит ему необычайное удовольствие.
Чжоу Тун коренным образом отличается от «складских» коллекционеров, кто изредка выставляет свои сокровища в галереях. Чжоу Тун уверен: если в доме есть настоящее искусство, то остальной фон может быть скромным. «Искусство — это не только украшение, но и душа дома!» Если какую-либо картину увозят в галерею, внезапно обнажившаяся стена вызывает у хозяина ощущение лишенного души тела. Самым срочным вопросом является поиск картины на опустевшее место. Время от времени он делает перестановку мебели и предметов искусства. Это простое действие приносит ему необычайное удовольствие. Чжоу Тун коренным образом отличается от «складских» коллекционеров, кто изредка выставляет свои сокровища в галереях.
«В Китае искусство для многих остается чем-то недостижимо возвышенным, требующим музейного пространства, — говорит он. — Я же пытаюсь доказать, что искусство — важная часть повседневной жизни и лучше всего смотрится в жилом интерьере. Если какое-то произведение пылится на складе, тогда, боюсь, оно недостаточно хорошо для меня». Он часто устраивает дома арт-вечеринки, принимает у себя всемирно известных деятелей искусств. Как-то его спросили, что он будет делать, когда пустые стены закончатся. Чжоу Тун лукаво показал на стену у лестницы: «Пространство похоже на время, если экономить, то его становится больше. Как вот эта стена, которую недавно добавили. Вы можете сказать, что раньше здесь были перила?»