дом Карин Пантон
Свой дом Карин Пантон превратила в настоящий музей Вернера Пантона, собрав под одной крышей его знаковые творения. В красной гостиной можно увидеть известный модуль для сидения Living Tower (у стены) и стулья Amoebe, которые сегодня выпускает компания Vitra. У стола — стулья из серии System 1.2.3. и кресло из коллекции Emmenthaler.
Фото
Андреас Миккель Хансен

«Каждый… Охотник… Желает… Знать… Где… Сидит… Фазан…» Мы переходим из комнаты в комнату, и детская запоминалка сама собой начинает прокручиваться в голове. Огненно-красная от пола до потолка столовая сменяется солнечно-желтой кухней. Из оранжевого апельсина-кабинета ныряем в зеленые джунгли детской и выныриваем в розовом бутоне спальни. Неужели дочь Вернера Пантона (Verner Panton) разучивала цвета радуги и эта палитра не что иное, как изящная подсказка? «Отчас­ти, — смеется хозяйка. — Цвет необходим мне как воздух! Я им буквально дышу».

дом Карин Пантон
Культовые стулья черного цвета Panton Chair для Vitra эффектно смотрятся на фоне красных стен, потолка и мебели в столовой. Ваза из плексигласа и картина на стене — работы Вернера Пантона.
Фото
Андреас Миккель Хансен

Карин и ее супруг Клеменс фон Халем приобрели этот дом на юге Германии в 1997 году. «Дом был хоть и современный, но довольно маленький и блеклый, — вспоминает Карин. — Прямо скука смертная!» Еще бы… Особенно если вспомнить, в каких стенах выросла его будущая хозяйка. В начале 1970-х Вернер Пантон был просто одержим цветом. Он изучал влияние различных оттенков на интерьер. В качестве экспериментального поля использовалась квартира семейства в Копенгагене. Собственно, она и стала плацдармом для опытов и исследований влияния цветовой гаммы на атмосферу дома. В каждой комнате все предметы вплоть до последней табуретки были одного и того же цвета. В помещении не было ни дверей, ни перегородок, границей между смысловыми зонами дома служил цвет.

«Цвет необходим мне как воздух! Я им буквально дышу!»

дом Карин Пантон
Одну из стен в гостиной украшает арт-объект из стальной проволоки, дизайн Эрнесто Нето. Диваны и столик сделаны на заказ, формованная ваза из алюминия — работа Вернера Пантона.
Фото
Андреас Миккель Хансен

По замыслу Пантона, каждый цвет должен был программировать жильцов на определенные действия и создавать нужное настроение. Желтый — расслаблять и успокаивать. Синий — способствовать умственной работе, а цвет фуксии — побуждать к общению. Очевидно, эксперимент оказался удачным, или Карин уже не мыслила себе жизни в другом пространстве. Так или иначе, купив собственный дом, она сделала из него практически точную копию копенгагенского жилища. «Наверное, я уже действительно не могу по-другому, — объясняет Пантон-младшая, — смешение в одной комнате сразу нескольких цветов вызывает у меня чувство беспокойства. А использование одного цвета визуально увеличивает комнату. Этому меня научил отец». Он же разработал и цветовую гамму для дома Карин.

дом Карин Пантон
В углу гостиной рядом с камином Карин повесила лампы Fun из плексигласа, созданные Пантоном в 1960 году.
Фото
Андреас Миккель Хансен

«То, что потолок, пол и стены могут быть одного цвета, стало для моего мужа настоящим откровением»

дом Карин Пантон
Карин Пантон в своем кабинете. В 2008 году она основала интернет-портал www.verner-panton.com, посвященный отцу, и с тех пор является его главным редактором.
Фото
Андреас Миккель Хансен

В благодарность за это и в память об отце дочь наполнила дом уникальными творениями Вернера Пантона. Среди них знаменитые стулья Panton Chair из цельного куска формованного пластика, блестящие лапмы Fun из металлических пластин и текстильный принт с изображением губ матери Карин Марианны Пантон, созданный дизайнером специально для выставки в Кельне.

дом Карин Пантон
Для спальни Вернер Пантон посоветовал дочери выбрать резкий контрастный розовый цвет. В изголовье кровати Карин повесила текстильный принт с изображением губ своей матери Марианны Пантон.
Фото
Андреас Миккель Хансен

За крутящиеся кресла из коллекции Series 400 дочери пришлось даже вступить в нешуточные торги на аукционе. «Знаете, — признается Карин, — когда я смотрю на свой дом, я невольно вспоминаю детство, родителей и их друзей: дизайнера Ханса Вегнера (Hans Wegner), архитектора и автора знаменитого светильника „Артишок“ Поуля Хеннингсена (Poul Henningsen), гениального художника-керамиста Бьёрна Виинблада (Bjørn Wiinblad). Сегодня они признанные гении, их работы выставлены в экспозициях самых известных мировых музеев дизайна, а тогда они собирались у нас на кухне, говорили об искусстве, спорили, рисовали. Мне кажется, что именно мое детство сделало меня таким открытым, интересующимся человеком, пробудило во мне страсть к искусству, дизайну и всему новому».

дом Карин Пантон
Зона кухни выкрашена ярко-желтой краской.
Фото
Андреас Миккель Хансен

За помощью в выборе цветовой гаммы Карин обратилась к отцу — Вернеру Пантону

дом Карин Пантон
Над столом — один из любимых арт-объектов Карин работы Сильвии Флери. Еще один фаворит хозяйки — подсвечники Бьёрна Виинблада, друга семьи Пантон.
Фото
Андреас Миккель Хансен

Совершенно очевидно, что в своем радужном доме Карин как рыба в воде. Но так ли уютно ее семье — мужу и двум сыновьям? «Мальчишкам, конечно, здесь весело, а вот Клеменса пришлось приучать к цвету постепенно, — смеется Карин. — Когда мы только познакомились, он, как и многие, жил в комнате, целиком выкрашенной в белый цвет». О чем только думал этот человек, когда решил встречаться с дочерью дизайнера, утверждавшего, что «если бы на свете не существовало белого цвета, мир был бы еще прекраснее»? Наверное, как и большинство мужчин, надеялся, что семейная жизнь урезонит Карин и сделает ее взгляды на домашний интерьер менее радикальными. Но получилось с точностью до наоборот. «Сначала я выкрасила красным одну стену, — рассказывает Карин. — Подождала, пока Клеменс привыкнет, и покрасила еще одну. Затем потолок. Для мужа это стало настоящим откровением».

дом Карин Пантон
Комната одного из сыновей Карин напоминает джунгли. Чтобы привить ребенку любовь к прекрасному, родители с ранних лет окружили его знаковыми объектами современного дизайна. Один из таких — детский стул Panton Junior, придуманный его дедом для Vitra.
Фото
Андреас Миккель Хансен

И все же, чтобы по-настоящему оценить дизайнерскую концепцию, надо взглянуть на дом Карин снаружи в вечернее время. Благодаря освещению и стеклянным стенам кажется, что дом состоит из цветовых пятен, парящих в пространстве, и вся конструкция выглядит невесомой. «Цвет важнее формы», — говорил Вернер Пантон. Что ж, его дочь доказала это на практике.

дом Карин Пантон
Цветовая гамма в интерьере дома Карин — не случайный набор красок, а методично выверенная палитра. Лучше всего это видно вечером, когда смотришь на залитый светом фасад дома.
Фото
Андреас Миккель Хансен