Виллы в Сорренто наперебой спорят друг с другом за лучший вид из окон. Кому-то повезло больше, как этой красавице, замершей на вершине скалы, словно перед прыжком в голубые воды Неаполитанского залива. Вилла Николини, построенная для скульптора Джованни Николини в конце 1920-х годов, пребывала последние десятилетия в запустении, скрываясь от любопытных глаз в зелени разросшегося сада. Новые владельцы, решившие вернуть былой блеск этому дому, ни минуты не сомневались в выборе декоратора и обратились к главному «максималисту» — Хуану Пабло Молино (Juan Pablo Molyneux).
Эклектичный стиль постройки, сочетающий эстетику ар-деко и традиционные для этих мест заимствования из римской архитектуры вилл в Помпеях, давал простор для творчества. Тем более что от первоначальной отделки не осталось почти ничего, кроме покрытых плиткой полов. «Работая с историческими зданиями, я всегда начинаю с изучения оригинальных чертежей, чтобы понять соотношения света и пространства, заложенные при строительстве, — говорит декоратор. — Но если интерьеры не сохранились, я не пытаюсь их воссоздать. Гораздо важнее вернуть изначальное ощущение утонченности и величия, присущее исторической постройке, учитывая при этом требования современного комфорта и потребности конкретной семьи, которая будет здесь жить».
Последние десятилетия вилла Николини пребывала в запустении, скрываясь в тени разросшегося сада
Первоначальная планировка виллы, развернутая к саду, не устраивала ни декоратора, ни новых владельцев. Небольшой холл и вереница комнат резко контрастировали с эффектным фасадом, выходящим на море. Хуан Пабло Молино развернул движение на 180 градусов, переместив главный вход под аркады, выходящие на террасу. Выложенная черно-белым мрамором, она придает ощущение классической гармонии всей постройке. Поднимаясь по мраморной лестнице, вы сразу оказываетесь в эффектной ротонде-библиотеке, которую изобретательный декоратор превратил в подобие грота, а три распашные двери приглашают вас в гостиную, столовую и галерею, ведущую в жилые комнаты.
Создавая интерьеры, декоратор на время поставил себя на место архитектора виллы Алессандро Лимонелли, который переработал в стиле 1920-х годов традиции римской архитектуры. Господину Молино предстояло придать этому наследию современное звучание.
«Занимаясь подобным проектом, всегда нужно держать себя в рамках, — улыбается декоратор. — Только представьте: великолепные виды, вилла, словно парящая между бирюзовым морем и лазурными небесами, и дворцовые интерьеры внутри — у вас бы закружилась голова! Собрав воедино разные стили, я захотел использовать их модернизированную версию. Это больше подходит для дома, где семья проводит каникулы на море, а не назначаются официальные встречи».
«Великолепные виды, вилла, парящая между морем и небесами, и дворцовые интерьеры — у вас бы закружилась голова!»
Отдавая должное влиянию античности, Хуан Пабло обратился к культуре Средиземноморья в целом. Римские и греческие орнаменты, росписи в помпейском стиле, намеренно упрощенные изображения морских звезд и летучих рыб, живописные имитации драпировок и мрамора создают необходимое легкое настроение, несмотря на раритетную мебель, скульптуру и живопись, собранные в интерьерах. «Я представил себе, что здесь живет семья, веками связанная с морем, — рассказывает декоратор. — Путешественники, первооткрыватели, судовладельцы, которые столетиями собирали в своем доме объекты со всех концов света».
Чувство места и времени — еще одно ключевое понятие в работе Молино. Случайная находка — бассейн римского периода, высеченный в гроте у подножия скалы, — натолкнула декоратора на мысль использовать римскую мозаику и бронзовую мебель в отделке спа, расположенного в цоколе здания.
«Я представил себе, что здесь живет семья, веками связанная с морем»
А мириады морских жителей, замерших в резной деревянной отделке библиотеки-ротонды, не что иное как современная интерпретация павильонов-гротов эпохи рококо — фривольных наследников античности. К слову сказать, римское прошлое едва не сыграло злую шутку: власти почти на три года остановили строительство для дополнительных обследований. Но разве это может остановить настоящего художника на пути создания нового шедевра?!
Римское прошлое едва не сыграло злую шутку: власти почти на три года остановили строительство