Дмитрий Великовский — человек мира. Его проекты реализуются в Европе и Юго-Восточной Азии, России и Америке, в Лондоне, Москве, Марбелье. Но, наверное, только в Италии архитектору может представиться шанс проявить во всем блеске свои знания классической архитектуры.
В гармоничном ритме колонн слышен отзвук ренессансной флорентийской архитектуры
Однако не нужно забывать и о том, что в стране, подарившей миру великих зодчих, планку нужно держать очень высоко. А именно такую задачу поставил перед собой Дмитрий, когда увидел то, над чем ему пришлось работать, — большой дом 1970-х годов на не слишком удобном узком участке земли в центре Форте-дей-Марми. Перестройка дома не имела смысла — его пришлось снести, а первой задачей стала полная перепланировка участка.
Передняя часть с регулярным садом стала своеобразной сценой, обрамляющей зелеными кулисами живой изгороди классический фасад виллы. Гармоничный ритм колонн тосканского ордера, в котором слышен отзвук флорентийской ренессансной архитектуры, соотношение высоты этажей, подчиненное принципам золотого сечения, и традиционные материалы — штукатурка цвета медово-желтого сиенского мрамора и серый песчаник архитектурных деталей pietra serena, точно такой же, какой использовал Брунеллески при постройке капеллы Пацци, — этот дом запутает любого своей исторической достоверностью.
«Я долгие годы впитывал дух тосканской архитектуры, — говорит Дмитрий. — В поездках по Италии мы часто останавливались в исторических виллах, грандиозных и одновременно подкупающих своей кажущейся простотой». Такой намеренно простой кажется и внутренняя отделка дома — никаких имитаций, современных фресок или дорогих материалов.
Поражает разве что внушительных размеров камин в стиле XVII века, привезенный из Лиона, — одно из немногих пожеланий владельцев относительно интерьера, в остальном давших архитектору карт-бланш. Дмитрий щедро отвел под парадные помещения весь первый этаж — гостиная простирается от главного входа до распашных дверей, выходящих на террасу и в сад.
Мерцание старых зеркал, хрусталя и стершейся позолоты заставляет отступать современный мир
Справа располагается столовая, а слева — комната с камином. На втором этаже размещены четыре спальни с потрясающим видом на горы. Интерьер наполнен подлинными предметами середины и конца XVIII века. В основном это антиквариат из южной Италии, может быть, слегка избыточный в трактовке барочных и рокайльных мотивов, но придающий современному интерьеру виллы ту же историческую атмосферу, что и ренессансные детали фасада.
Подлинные предметы XVIII века придают интерьеру историческую атмосферу
Контрастно звучит садовый фасад дома — легкий, четкий, современный и совсем неофициальный. В его тени можно проводить дни напролет вдали от суеты популярного курорта. А стоит вернуться в гостиную, наполненную приглушенным светом, мерцанием старых зеркал, хрусталя и стершейся позолоты, как современный мир отступает еще дальше — примерно на пять веков назад. Ведь классическая архитектура актуальна во все времена.
Грандиозные исторические виллы Тосканы подкупают своей кажущейся простотой