Ворота с табличкой «Гридчинхолл, пт. — вс. с 12.00 до 20.00» открывает сам хозяин. Сергей Гридчин одет по-домашнему — в валенки, свитер и дутый жилет; вместо обычной для таких мест охраны за ним неспешно шествуют маленькие мохнатые куры. «Это знаменитая порода черная китайская шелковая, — по дороге комментирует хозяин. — Последние деньки гуляют. Снег выпал, пора их на зимнюю квартиру переводить. Кофе хотите?»
Для начала определимся, куда мы попали. «Гридчинхолл» — это не совсем галерея. Если сказать правильнее, то совсем не галерея, — расплывчато объясняет Сергей. — В Европе подобные заведения называются «арт-резиденциями». По сути, это частные дома, совмещенные с выставочными залами и мастерскими, куда приезжают художники со всего мира. Там они живут, работают, затем выставляют созданные за это время объекты и отчаливают. На место одного творца приходит следующий. На Западе такие проекты финансируются государством, которое тем самым поддерживает культурную жизнь провинции. «Гридчинхолл», открывшийся осенью 2009 года, существует на мои деньги, но в будущем, надеюсь, ситуация изменится».
«„Гридчинхолл“ — это не совсем галерея. Если сказать правильнее, то совсем не галерея»
Серьезный тон разговора нарушает появление кота Семена, который недвусмысленно разваливается в кресле рядом с хозяином. «Требует внимания, — замечает Сергей. — Кот, кстати, не простой. По паспорту он „вислоухий шотландец Сэм“, но, попав в деревню, быстро обрусел и превратился в Семена».
Каков кот, таков и хозяин: Сергей и сам не так прост, как кажется. Гридчин, определяющий себя не иначе как «общественный деятель», — профессиональный ювелир и геолог, владелец элитной недвижимости, коллекционер, бизнесмен. «Это все в прошлом, — говорит Сергей. — С тех пор как появился „Гридчинхолл“, он забирает все мое время. Я занимаюсь им из любви к искусству, возникшей еще во времена учебы в Строгановке. Конечно, я мог бы осесть в Жуковке и вести буржуазный образ жизни, но это скучно. А здесь у меня жизнь кипит, и мне все это очень нравится. И, конечно, никакой коммерческой составляющей в этом проекте нет. В России не существует арт-бизнеса. Нет арт-рынка, поэтому и бизнеса нет. Есть какая-то пародия, и та в микромасштабе. Рассматривать галерею в качестве зарабатывания денег здесь смешно».
Сергей Гридчин — человек увлекающийся. Его новое хобби — «зеленые стены», которые он собственноручно выращивает в гостиной
Не знаю, как с арт-бизнесом, но арт-жизнь в «Гридчинхолле» бьет ключом. В окнах мастерской все время нашего разговора маячила фигура Олега Хвостова, готовящего свою выставку «Абсолютное искусство». На кухне, где мы сидим, в разное время бывали чуть ли не все известные российские художники. В дни открытия выставок сюда съезжаются толпы людей, во дворе готовят настоящий узбекский плов и варят глинтвейн. Это традиция. Особо приближенные гости собираются в жилом доме Сергея.
О нем, кстати, стоит сказать особо. Снаружи — минималистская постройка модного серого цвета. Внутри — деревянная изба. «В 2008 году там, где сейчас находится фасадная часть выставочного зала, стояла деревенская изба-пятистенка, — вспоминает Сергей. — Ее аккуратно разобрали по бревну, чтобы заново собрать в глубине участка. Обросшая многими пристройками, она нашла свое место за выставочным залом и является жилым пространством. Думал под курятник ее приспособить, а теперь сам в ней живу. Душевно получилось, есть в этих бревнах что-то человеческое».
Проект дома Гридчин разработал сам. Для строительства использовали цементностружечные плиты, которыми снаружи и изнутри обшит деревянный каркас здания. «Отличный материал, безвредный и, главное, окончательный: легко монтируется и не требует отделки, — говорит Сергей. — ЦСП очень популярны в Америке и Германии. В России их тоже используют, потом, правда, штукатурят и красят. Но это по незнанию». Лаконичные фасады с огромными окнами прекрасно смотрятся на узкой деревенской улице.
Но главный отличительный знак «Гридчинхолла» — красные человечки. Маленькие и большие, они сидят на крыше, взбираются по фонарным столбам — еще с прошлого года. Зимой 2010-го около места впадения реки Истры в Москву-реку была установлена четырехметровая деревянная скульптура, изображающая красного человека, сидящего на белом стуле. Она стала частью экспозиции «Red People. Арт-Конструктор» группы Pprofessors. Тогда же множество красных человечков меньших размеров появилось на окрестных заборах и строящихся домах. Красного гиганта на берегу Истры, правда, уже нет. Его низвергли местные жители, которые специально для этого подогнали к реке бульдозер. Но на крыше здания «Гридчинхолла» и сейчас сидит огромный «человечек», так что, если соберетесь на выставку, мимо не проедете. «Гридчинхолл», т. (495) 635 0222, www.gridchinhall.ru, www.facebook (запрещенная в России экстремистская организация).com/gridchinhall
«Деревянную избу 1920-х годов разобрали и перенесли вглубь участка. Думал под курятник ее приспособить, а теперь сам в ней живу»