Вид на заснеженные Альпы
Вид на заснеженные Альпы — одна из главных достопримечательностей швейцарского Андерматта.
Фото

Жан-Франсуа Жоссо

Деревня Андерматт в Альпах — один из самых популярных швейцарских курортов. «Я слышал, что еще Гёте приезжал сюда ради целебного горного воздуха, — рассказывает архитектор Пьер Йованович (Pierre Yovanovitch). — Место действительно восхитительное, а пейзажи невероятно красивы».

Ландшафт Андерматта уникален еще и тем, что городок окружен одновременно тремя перевалами. «К северу от одного из них — Сен-Готарда — расположен знаменитый Чертов мост. Фактически это три моста, один над другим, перекинутые над пропастью через реку Рейс, — говорит архитектор. — Это местная достопримечательность, о которой сложено немало легенд. Панорама отсюда открывается умопомрачительная! Впрочем, виды из окон гостиной этого дома не хуже».

Холл
Холл. На второй этаж, где находятся спальни, ведет лестница из дуба, спроектированная Йовановичем. Люстра Lanterne, дизайн Матали Крассе, — точная копия одного из светильников, созданных дизайнером для собора Святого Венигна в Дижоне. Стулья, дизайн Роберто Матта, 1970 год.
Фото

Жан-Франсуа Жоссо

Французский архитектор был приглашен в Андерматт для оформления двухэтажного пентхауса площадью 500 квадратных метров, который расположен на верхних этажах отеля The Chedi Andermatt. «Большая часть построек в Андерматте — типовые коттеджи, в которых находятся частные апартаменты для приезжающих лыжников, оформленные в стиле, ассоциирующемся у нас с традиционным швейцарским шале: дерево, шкуры и камин, — рассказывает архитектор. — Однако мои заказчики хотели, чтобы интерьер выглядел иначе — более современно».

Гостиная
Гостиная. Диван и кушетка с основанием из лиственницы выполнены по эскизам Йовановича в мастерской Пьер-Элуа Бриса. Обивка из ткани, Chapas Textiles. Кресла изготовлены на заказ, обивка из ткани, Rosemary Hallgarten и Rogers & Goffigon. Cтолик African Table, дизайн Джона Диккенсона. Cтолики с каменной столешницей, дизайн Матиаса Кона. Ковер, Holland & Cherry. На столике — керамическая статуэтка, художник Гуннар Нилунд, Galerie Eric Philippe.
Фото

Жан-Франсуа Жоссо

Проект был разработан с учетом местных климатических особенностей. Однако в некоторых аспектах Йованович балансировал на грани допустимых норм. Например, площадь остекления в гостиной с учетом характера местных ветров рекордная — окно здесь высотой почти пять метров. «Я не представлял себе пентхаус в Альпах без импровизированной «обзорной площадки», откуда можно было бы любоваться на горы с любого ракурса», — комментирует архитектор.

Фрагмент гостиной первого этажа
Фрагмент гостиной первого этажа. Стол выполнен по эскизам Йовановича в мастерской Пьер-Элуа Бриса. Стулья сделаны на заказ, каркас из дуба, обивка из ткани, Perrine Rousseau. Люстра Fragile Future, дизайн Ральфа Науты и Лоннеке Гордьина, Carpenters Workshop Gallery.
Фото

Жан-Франсуа Жоссо

«Дерево, шкуры и камин — традиционные ассоциации с шале. Заказчики хотели чего-то более современного»

Каминный портал
Каминный портал, облицованный керамикой, создан художницей-керамисткой Армель Бенуа. В этой части гостиной выполнен отдельный объем из дуба со встроенным полукруглым диваном. Кресло-качалка, дизайн Акселя Эйнара Хьорта, 1930-е годы, галерея Eric Philippe Galerie.
Фото

Жан-Франсуа Жоссо

В отделке скомбинированы разные породы дерева: дуб, лиственница, сосна, ель. Но эти традиционные материалы звучат здесь очень современно. «Я стараюсь избегать шпона и лака. Дерево я люблю за грубость и естественную красоту», — говорит Йованович. Пространство гостиной, занимающей весь первый уровень, поделено на зоны не­обычным способом — архитектор выстроил отдельные объемы в виде маленьких деревянных домиков с отдельной крышей, условно изолирующие, например, столовую и каминный зал. «Получилось что-то вроде комнат в комнате», — говорит архитектор.

Кухня
Кухня. Шкафы выполнены на заказ из дуба. Столешница — из камня.
Фото

Жан-Франсуа Жоссо

«Я почти не использую в отделке лак. Дерево я люблю за грубость и естественную красоту»

Прихожая
Прихожая. Банкетка изготовлена по эскизам Йовановича в мастерской Пьер-Элуа Бриса. Обивка из ткани, Bruder. Стол (справа) и стул Uto (на заднем плане), дизайн Акселя Эйнара Хьорта, 1930-е годы, галерея Eric Philippe Galerie. Композиция из одиннадцати светильников, дизайн американского художника по стеклу Джеффа Циммермана. Ковер, Sam Kasten Handweaver.
Фото

Жан-Франсуа Жоссо

Йованович спроектировал и большую часть мебели: диваны, обеденный стол, кухонные шкафы, кровати, консоли. Мебель с каркасом из старых потолочных балок изготовили по его чертежам в парижской мастерской Пьер-Элуа Бриса. Каминный портал — тоже из Франции, его для Йовановича спроектировала художник-керамист Армель Бенуа.

Винтаж 1930-х годов Шарлотты Перриан и Акселя Эйнара Хьорта Йованович перемешал с современными объектами — вроде необычных световых инсталляций Джеффа Циммермана или люстр Матали Крассе. «Есть дизайн вне моды. Такие объекты создавали Роберто Матта, Ханс Вегнер, Шарлотта Перриан, Аксель Эйнар Хьорт, — говорит архитектор. — Мебель по их эскизам сделана просто, но выглядит очень современно. Эти объекты отлично смотрятся вместе. Но главное, за что я люблю этот проект, — простор. Когда в интерьере много открытого пространства, все предметы — на первых ролях».

потолочные балки из сосны
В спальне, расположенной под скосом кровли, архитектор оставил потолочные балки из сосны открытыми. Табурет Sandoz, дизайн Шарлотты Перриан, 1960-е годы. Покрывало, Andrew Martin. Потолочный светильник Hikari II, дизайн Расмуса Фенханна, Galerie Maria Wettergren. Ковер, Holland & Sherry.
Фото

Жан-Франсуа Жоссо

«Объекты классиков дизайна отлично смотрятся, собранные вместе в одном пространстве»

Ванная комната
Ванная комната. Стены отделаны еловыми досками. На полу — мозаика из трех пород мрамора: Lagos Blue, Crema Marfill и Calacata. Cкамья тоже выполнена из камня.
Фото

Жан-Франсуа Жоссо