Деревня Андерматт в Альпах — один из самых популярных швейцарских курортов. «Я слышал, что еще Гёте приезжал сюда ради целебного горного воздуха, — рассказывает архитектор Пьер Йованович (Pierre Yovanovitch). — Место действительно восхитительное, а пейзажи невероятно красивы».
Ландшафт Андерматта уникален еще и тем, что городок окружен одновременно тремя перевалами. «К северу от одного из них — Сен-Готарда — расположен знаменитый Чертов мост. Фактически это три моста, один над другим, перекинутые над пропастью через реку Рейс, — говорит архитектор. — Это местная достопримечательность, о которой сложено немало легенд. Панорама отсюда открывается умопомрачительная! Впрочем, виды из окон гостиной этого дома не хуже».
Французский архитектор был приглашен в Андерматт для оформления двухэтажного пентхауса площадью 500 квадратных метров, который расположен на верхних этажах отеля The Chedi Andermatt. «Большая часть построек в Андерматте — типовые коттеджи, в которых находятся частные апартаменты для приезжающих лыжников, оформленные в стиле, ассоциирующемся у нас с традиционным швейцарским шале: дерево, шкуры и камин, — рассказывает архитектор. — Однако мои заказчики хотели, чтобы интерьер выглядел иначе — более современно».
Проект был разработан с учетом местных климатических особенностей. Однако в некоторых аспектах Йованович балансировал на грани допустимых норм. Например, площадь остекления в гостиной с учетом характера местных ветров рекордная — окно здесь высотой почти пять метров. «Я не представлял себе пентхаус в Альпах без импровизированной «обзорной площадки», откуда можно было бы любоваться на горы с любого ракурса», — комментирует архитектор.
«Дерево, шкуры и камин — традиционные ассоциации с шале. Заказчики хотели чего-то более современного»
В отделке скомбинированы разные породы дерева: дуб, лиственница, сосна, ель. Но эти традиционные материалы звучат здесь очень современно. «Я стараюсь избегать шпона и лака. Дерево я люблю за грубость и естественную красоту», — говорит Йованович. Пространство гостиной, занимающей весь первый уровень, поделено на зоны необычным способом — архитектор выстроил отдельные объемы в виде маленьких деревянных домиков с отдельной крышей, условно изолирующие, например, столовую и каминный зал. «Получилось что-то вроде комнат в комнате», — говорит архитектор.
«Я почти не использую в отделке лак. Дерево я люблю за грубость и естественную красоту»
Йованович спроектировал и большую часть мебели: диваны, обеденный стол, кухонные шкафы, кровати, консоли. Мебель с каркасом из старых потолочных балок изготовили по его чертежам в парижской мастерской Пьер-Элуа Бриса. Каминный портал — тоже из Франции, его для Йовановича спроектировала художник-керамист Армель Бенуа.
Винтаж 1930-х годов Шарлотты Перриан и Акселя Эйнара Хьорта Йованович перемешал с современными объектами — вроде необычных световых инсталляций Джеффа Циммермана или люстр Матали Крассе. «Есть дизайн вне моды. Такие объекты создавали Роберто Матта, Ханс Вегнер, Шарлотта Перриан, Аксель Эйнар Хьорт, — говорит архитектор. — Мебель по их эскизам сделана просто, но выглядит очень современно. Эти объекты отлично смотрятся вместе. Но главное, за что я люблю этот проект, — простор. Когда в интерьере много открытого пространства, все предметы — на первых ролях».
«Объекты классиков дизайна отлично смотрятся, собранные вместе в одном пространстве»