Сборный дом по проекту Уолтера Берли Гриффина в Мельбурне (фото 0)
Фото
Джек Ловел

Быстросборный дом Salter House — памятник австралийской архитектуры. Он был спроектирован в 1922 году архитектором Уолтером Бёрли Гриффином ( Walter Burley Griffin) и его женой и закончен два года спустя. У здания необычная планировка и революционная для 1920-х гг. система строительства: он считается предшественником современных модульных домов.

Когда-то Уолтер Берли Гриффин был другом и соратником Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright). Они много работали вместе над проектами, но, как говорится, двум гениям сложно ужиться в одной квартире. То ли Ллойду Райту не понравилось, что Гриффин менял эскизы, не спрашивая совета, то ли он так и не смог простить коллеге победу в конкурсе на планировку будущей столицы Австралии Канберры в 1912 году, но между двумя архитекторами пробежала кошка, и дружба превратилась в ярое соперничество.

Сборный дом по проекту Уолтера Берли Гриффина в Мельбурне (фото 3)
Фото
Джек Ловел

К счастью, наш мир велик, и в нем было достаточно места, чтобы обе звезды могли проявить себя. Гриффин переехал в Австралию. Гонорары за проект Канберры позволили ему открыть собственную архитектурную фирму в Мельбурне, где он жил и работал вплоть до 1924 году и переезда в пригород Сиднея Кэслкрэг, построенный при его участии.

В Австралии он занимался градостроительством и разработкой частных проектов, придумав и внедрив много революционных для своего времени идей, таких как, например, крытая парковка или модульная конструкция дома. Последняя получила необычное название Knitlock (от английского «вязание»): восемь типов панелей разной формы собираются вместе, чтобы из них получился дом — с несущими конструкциями, внутренними и наружными стенами и даже черепицей на крыше!

Сборный дом по проекту Уолтера Берли Гриффина в Мельбурне (фото 6)
Фото
Джек Ловел

Salter House — один из последних сохранившихся до нашего времени и, безусловно, самый значимый проект Гриффина из всех его многочисленных «вязаных домов», которые архитектор возводил по всей Австралии в 1920-е годы, вопреки скептикам, не верящим, что префабы, модульные, сборные конструкции, могут быть не менее добротными и качественными, чем традиционные дома.

Он стоит в тихом, зеленом пригороде Мельбурна в окружении деревьев, смягчающих его острые очертания. Простая одноэтажная постройка состоит из блоков и имеет просторную дощатую веранду. Гриффин (который работал в соавторстве со своей женой Марион) выбрал нетрадиционную для Австралии планировку и расположил жилые пространства вокруг внутреннего двора. Центр жизни и главный источник света двор у Гриффина имеет концептуальное значение: это маленький, уютный, секретный сад, а не просто место для прохода.

Сборный дом по проекту Уолтера Берли Гриффина в Мельбурне (фото 9)
Фото
Джек Ловел

Сегодня домом владеют писательница Мэри Парланж (Mary Parlange) и ее муж Марк, которые купили Salter House 2017 году. Они прекрасно осознавали всю его архитектурную ценность, но хотели адаптировать историческую постройку для современной жизни. Взяться за эту столь непростую задачу согласились дизайнеры Джейн Кэмерон и Кристофер Хьюсон (Jane Cameron e Christopher Hewson), которым удалось сохранить архитектуру и при этом создать здесь современный, комфортный интерьер, который наверняка бы одобрил сам Гриффин.

Процесс реставрации был непростым. Пришлось сделать перепланировку, укрепить стены, не говоря уже о таких мелочах, как встроенные шкафы, полки и замена оконных рам — каждая деталь требовала максимальной осторожности и внимания! Деревянные полы были заново отциклеваны и перекрашены, стены внутри дома были окрашены в матовый белый цвет, благодаря которому помещения стали еще более светлыми и «воздушными». Снаружи дом также полностью преобразился благодаря работе ландшафтного дизайнера Сэма Кокса (Sam Cox), который «окутал» здание мягким одеялом из кустов, цветов и растений в полном соответствии с философией Гриффина, который был большим любителем природы.

Сборный дом по проекту Уолтера Берли Гриффина в Мельбурне (фото 12)
Фото
Джек Ловел

И, наконец, последним штрихом стала мебель и произведения искусства, которыми наполнен дом. Каждый предмет тщательно отбирается и продумывался. Кованая кровать для гостевой спальни приехала из Похоаке, Нью-Мехико, кожаные кресла в гостиной — икона дизайна Чарльза и Рэй Имз (Charles and Ray Eames), а стулья — работы датского дизайнера Ханса Вегнера (Hans Wegner). Добавьте к этому многочисленные сувениры, которые Мэри и ее муж привозят из путешествий и деловых поездок по свету — и картина сложится. Сегодня Salter House — это модное дизайнерское пространство, где во всем чувствуется уважение к прошлому и истории, он получил новую жизнь, продолжает жить и развиваться, своим наглядным примером доказывая актуальность идей Уолтера Берли Гриффина.

Сборный дом по проекту Уолтера Берли Гриффина в Мельбурне (фото 14)