В сто­ло­вой все го­то­во к встре­че Ро­ж­де­ст­ва
В сто­ло­вой все го­то­во к встре­че Ро­ж­де­ст­ва. По­лот­но не­из­вест­но­го фран­цуз­ско­го ху­дож­ни­ка эпо­хи ро­ко­ко до­с­та­лось Фен­не­там от преж­них хо­зя­ев.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Один из ос­нов­ных жиз­нен­ных прин­ци­пов дат­чан гла­сит: «Не вы­со­вы­вай­ся». Скром­ность и уме­рен­ность в этой стра­не це­нят­ся пре­вы­ше всех про­чих до­б­ро­де­те­лей.

Особ­няк Ниль­са и Лиз Фен­не­тов
Особ­няк Ниль­са и Лиз Фен­не­тов по­стро­ен в на­ча­ле XIX ве­ка. Ан­г­лий­ский парк, ок­ру­жа­ю­щий дом, от­но­сит­ся к то­му же вре­ме­ни. 
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Су­п­ру­ги Лиз и Нильс Фен­нет в те­че­ние мно­гих лет че­ст­но вы­пол­ня­ли эту за­по­ведь: се­мья с тре­мя до­черь­ми до­воль­ст­во­ва­лась жиз­нью в не­боль­шом дач­ном до­ми­ке. По­ка де­ти бы­ли ма­лень­ки­ми, это­го хва­та­ло, но ко­гда до­че­ри под­рос­ли, Лиз и Нильс ре­ши­ли по­ис­кать дом по­боль­ше.


Ан­г­лий­ский парк
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Про­стор­ное жи­ли­ще на­шлось бы­ст­ро — и ка­кое! Приг­ля­нув­ша­я­ся су­п­ру­гам усадь­ба Хег­нс­хольт вклю­ча­ла трех­этаж­ный особ­няк, ко­нюш­ни, парк пло­ща­дью два ге­к­та­ра и ча­ст­ный аэ­ро­дром! Лиз и Нильс ре­ши­лись на по­куп­ку не сра­зу.

кор­зи­ны с ело­вы­ми шиш­ка­ми
Луч­шее но­во­год­нее ук­ра­ше­ние до­ма — кор­зи­ны с ело­вы­ми шиш­ка­ми, счи­та­ют хо­зя­е­ва.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Во-пер­вых, глав­ный дом был в очень пло­хом со­сто­я­нии и тре­бо­вал гран­ди­оз­ных вло­же­ний. Во-вто­рых, пе­ре­езд в по­ме­стье оз­на­чал не про­сто сме­ну ад­ре­са, но пол­ную пе­ре­ме­ну об­раза жиз­ни. Про «уме­рен­ность и ак­ку­рат­ность» нуж­но бы­ло за­быть раз и на­все­г­да. Пос­ле дол­гих ко­ле­ба­ний су­п­ру­ги на­ко­нец ре­ши­лись ку­пить усадь­бу. Но до но­во­се­лья бы­ло еще да­ле­ко...

Нильс и Лиз Феннеты
Нильс и Лиз Феннеты
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Пре­ж­де чем при­сту­пить к ре­мон­ту, Лиз и Нильс уг­лу­би­лись в ис­то­рию по­ме­стья. Вы­яс­ни­лось, что пер­вые упо­ми­на­ния о нем от­но­сят­ся к 1664 го­ду. Глав­ное зда­ние бы­ло по­стро­е­но в 1812 го­ду одним из са­мых та­лант­ли­вых пред­ста­ви­те­лей дат­ско­го клас­си­циз­ма Кри­сти­а­ном Фре­де­ри­ком Хан­се­ном для ко­ро­лев­ско­го ка­мер­ге­ра Ада­ма Виль­гель­ма Га­у­ха. То­г­да же при до­ме был раз­бит ан­г­лий­ский парк.

дом Гронхольт Хегн
В хол­ле со­хра­ни­лись ста­рин­ные кир­пич­ные по­лы. За­с­те­к­лен­ные две­ри ве­дут во вну­т­рен­ний дво­рик.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Из­на­чаль­но особ­няк вы­гля­дел скром­нее, чем се­го­д­ня: у не­го бы­ло все­го два эта­жа, кры­ша, кры­тая со­ло­мой. В кон­це XIX ве­ка зда­ние пе­ре­стро­и­ли, уве­ли­чив его пло­щадь вдвое (до 900 кв. м), и над­стро­и­ли еще один этаж, при­дав зда­нию нео­го­ти­че­ский об­лик. Кры­шу по­кры­ли чер­ной че­ре­пи­цей. На про­тя­же­нии XX ве­ка ка­ж­дый но­вый вла­де­лец вно­сил свой вклад в ар­хи­те­к­ту­ру до­ма, при­стра­и­вая то тер­ра­су, то ле­ст­ни­цу, то бас­сейн.

Оваль­ная в пла­не ле­ст­ни­ца
Оваль­ная в пла­не ле­ст­ни­ца — из­люб­лен­ный при­ем ар­хи­те­к­то­ра
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Пе­ред Фен­не­та­ми встал не­про­стой во­п­рос: что из это­го ос­та­вить, а что уб­рать как ис­ка­жа­ю­щее ис­то­ри­че­ский об­лик зда­ния? Су­п­ру­ги по­тра­ти­ли мно­го вре­ме­ни, изу­чая ста­рые чер­те­жи, до­ку­мен­ты и фо­то­гра­фии усадь­бы. В кон­це кон­цов они при­ня­ли ре­ше­ние вер­нуть зда­нию тот об­лик, ко­то­рый оно при­об­ре­ло к на­ча­лу XX ве­ка. Но­вые хо­зя­е­ва сров­ня­ли с зе­м­лей две ле­ст­нич­ные баш­ни и боль­шую тер­ра­су, по­пасть на ко­то­рую мож­но бы­ло толь­ко со вто­ро­го эта­жа.

кор­зи­ны с шиш­ка­ми и яб­ло­ка­ми
Хо­зя­е­ва пред­по­чи­та­ют вхо­дить в дом не с па­рад­но­го крыль­ца, а че­рез кла­до­вую, за­ста­в­лен­ную кор­зи­на­ми с шиш­ка­ми и яб­ло­ка­ми.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Кро­ме то­го, Фен­не­ты сры­ли ме­т­ро­вый слой зе­м­ли во­к­руг до­ма. Бла­го­да­ря это­му тем­ные по­лу­под­валь­ные по­ме­ще­ния пре­вра­ти­лись в пол­но­цен­ный пер­вый этаж — с рас­паш­ны­ми две­ря­ми, вы­хо­дя­щи­ми в сад, и ок­на­ми от по­ла до по­тол­ка. В ин­терь­е­ре су­п­ру­ги ста­ра­лись как мож­но точ­нее сле­до­вать эс­ки­зам Кри­сти­а­на Хан­се­на: сте­ны ста­ли па­с­тель­ны­ми, а де­ре­вян­ные эле­мен­ты бе­лы­ми; в за­ле, ко­гда-то на­зы­вав­шем­ся «Ко­ро­лев­ский», по­я­ви­лись ут­ра­чен­ные гип­со­вые ба­рель­е­фы.

бе­лый ро­яль
Под ле­ст­ни­цей в хол­ле сто­ит бе­лый ро­яль. Тра­ди­ци­он­ная круг­лая печ­ка, об­ли­цо­ван­ная ке­ра­ми­че­ской плит­кой, до сих пор пре­крас­но функ­ци­о­ни­ру­ет.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Ре­кон­ст­рук­ция за­ня­ла два го­да, но ре­зуль­тат сто­ил по­тра­чен­ных де­нег и сил. Вол­шеб­ное пре­об­ра­же­ние по­лу­за­бро­шен­ной усадь­бы по­ра­зи­ло всю ок­ру­гу. Фен­не­ты да­же по­лу­чи­ли за вос­ста­но­в­ле­ние по­ме­стья на­гра­ду от му­ни­ци­па­ли­те­та. На ра­до­стях они пе­ре­обо­ру­до­ва­ли од­ну из хо­зяй­ст­вен­ных по­стро­ек в гос­ти­ни­цу Bed & Breakfast* и с удо­воль­ст­ви­ем де­мон­ст­ри­ру­ют кра­со­ты усадь­бы ту­ри­стам.

Парк усадь­бы зи­мой
Парк усадь­бы зи­мой смо­т­рит­ся не ме­нее ро­ман­тич­но, чем ле­том.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Од­на­ко при всем ува­же­нии к про­шло­му Фен­не­ты не ста­ви­ли се­бе це­ли пре­вра­тить свой дом в му­зей. Они по­ста­ра­лись най­ти ком­про­мисс ме­ж­ду ис­то­ри­че­ской до­с­то­вер­но­стью и соб­ст­вен­ным ком­фор­том.

Смеж­ные гос­ти­ные
Смеж­ные гос­ти­ные, от­де­лен­ные друг от дру­га раз­движ­ной две­рью, на вре­мя празд­ни­ков пре­вра­ща­ют­ся в один боль­шой
Фото
Кристиан Септимиус Крог
Хозяева считают, что лучшее новогоднее украшение интерьера — это корзины
ба­роч­ное зер­ка­ло в по­зо­ло­чен­ной ра­ме
От преж­них хо­зя­ев в до­ме ос­та­лось мно­го ме­бе­ли XVIII ве­ка, в том чис­ле ба­роч­ное зер­ка­ло в по­зо­ло­чен­ной ра­ме. 
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Итак, как жи­вет­ся со­в­ре­мен­ной се­мье в особ­ня­ке ко­ро­лев­ско­го са­нов­ни­ка XIX ве­ка? Обыч­но хо­зя­е­ва вхо­дят в дом с чер­но­го хо­да: че­рез кла­до­вую, за­ста­в­лен­ную кор­зи­на­ми с яб­ло­ка­ми и ело­вы­ми шиш­ка­ми. (По мне­нию Лиз и Ниль­са, это — са­мое луч­шее но­во­год­нее ук­ра­ше­ние ин­терь­е­ра.)

Ба­рель­е­фы в Ко­ро­лев­ском за­ле
Ба­рель­е­фы в Ко­ро­лев­ском за­ле вос­ста­но­в­ле­ны по эс­ки­зам Кри­сти­а­на Хан­се­на.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

В буд­ние дни Фен­не­ты про­во­дят боль­шую часть вре­ме­ни на пер­вом эта­же до­ма. Там рас­по­ло­же­на про­сто­рная кух­ня в де­ре­вен­ском сти­ле. Она об­ста­в­ле­на де­ре­вян­ной ме­бе­лью, ко­то­рую Лиз и Нильс сде­ла­ли сво­и­ми ру­ка­ми. Здесь же на­хо­дят­ся ка­би­нет и ма­лень­кая гос­ти­ная.

ком­на­та, ук­ра­шен­ную жи­вы­ми рас­те­ни­я­ми
ту ком­на­ту, ук­ра­шен­ную жи­вы­ми рас­те­ни­я­ми, Фен­не­ты на­зы­ва­ют сво­им зим­ним са­дом.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Но ко­гда на празд­ни­ки в Хе­гн­с­хольт съез­жа­ют­ся дру­зья и род­ст­вен­ни­ки, вся жизнь пе­ре­ме­ща­ет­ся на вто­рой этаж. Имен­но здесь рас­по­ло­жен Ко­ро­лев­ский зал, ук­ра­шен­ный ба­рель­е­фа­ми, и сто­ло­вая с не­боль­шой кух­ней, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся толь­ко во вре­мя бан­ке­тов.

В би­б­ли­о­те­ке
В би­б­ли­о­те­ке нет ни од­но­го от­дель­но сто­я­ще­го книж­но­го шка­фа — толь­ко встро­ен­ные. 
Фото
Кристиан Септимиус Крог

На том же эта­же раз­ме­с­ти­лись две гос­ти­ные и би­б­ли­о­те­ка. Ком­на­ты об­ста­в­ле­ны ан­ти­к­вар­ной фран­цуз­ской, италь­ян­ской и швед­ской ме­бе­лью, на сте­нах кар­ти­ны ста­рых ма­с­те­ров. (Все это бо­гат­ст­во до­с­та­лось Фен­не­там от преж­них хо­зя­ев. Дом про­да­вал­ся вме­сте со всей об­ста­нов­кой, вклю­чая бе­лый ро­яль!)

ста­рин­ны­е гра­вю­ры
На стенах биб­ли­о­те­ки развешаны ста­рин­ны­е гра­вю­ры с ви­да­ми дат­ских го­ро­дов.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

В со­чель­ник Лиз и Нильс на­ря­жа­ют в гос­ти­ной ел­ку, рас­та­п­ли­ва­ют огонь в ка­ми­не и сер­ви­ру­ют стол для празд­нич­но­го обе­да: в гос­ти при­ез­жа­ют взрос­лые до­че­ри с мужь­я­ми и деть­ми. Пос­ле обе­да все идут в парк — на­гу­лять ап­пе­тит пе­ред ро­ж­де­ст­вен­ским ужи­ном с ут­кой и жа­ре­ной сви­ни­ной.

ку­хон­ная ме­бель
Всю ку­хон­ную ме­бель Нильс и Лиз сде­ла­ли сво­и­ми ру­ка­ми, ста­ра­ясь не от­хо­дить от об­ще­го сти­ля меб­ли­ров­ки до­ма.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Тра­пе­за за­вер­ша­ет­ся хо­ро­во­дом во­к­руг ел­ки и тор­же­ст­вен­ной раз­да­чей по­дар­ков. За­тем се­мей­ст­во в пол­ном со­ста­ве от­пра­в­ля­ет­ся в цер­ковь, рас­по­ло­жен­ную в со­сед­ней де­рев­не (она с тру­дом вме­ща­ет 50 че­ло­век и ос­ве­ща­ет­ся лишь огонь­ка­ми лам­пад.)

Ста­рин­ные де­ре­вян­ные ло­шад­ки
Ста­рин­ные де­ре­вян­ные ло­шад­ки из Шве­ции при­но­сят хо­зя­е­вам уда­чу.
Фото
Кристиан Септимиус Крог

Пос­ле бо­го­слу­же­ния сле­ду­ет фи­наль­ный пункт про­грам­мы — по­лу­ноч­ная тра­пе­за на «де­ре­вен­ской» кух­не. Рас­по­ря­док дня ос­та­ет­ся не­из­мен­ным из го­да в год, и всех это впол­не уст­ра­и­ва­ет. Ко­г­да речь идет о Ро­ж­де­ст­ве, ме­с­то сюр­при­зам — толь­ко под ел­кой!

Ван­ная ком­на­та
Ван­ная ком­на­та име­ет вы­ход на ле­ст­ни­цу, ве­ду­щую к бас­сей­ну.
Фото
Кристиан Септимиус Крог