Название монографии, посвященной творчеству декораторов Роберто Перегалли (Roberto Peregalli) и Лауры Сартори Римини (Laura Sartori Rimini), блестяще отражает их подход к интерьерам и, в особенности, интерьерам в английском стиле: «Изобретение прошлого». Работы этого миланского дуэта всегда с непревзойденным изяществом обращены к истории, но никогда не повторяют стили прошлого напрямую.
«Ничто не копируется дословно, наши проекты — это всегда переосмысление, мечта о прошлом», — говорит Роберто, а Лаура добавляет: «Цель нашей работы — создавать впечатление, что эти интерьеры были всегда». Старинный особняк в лондонском Хэмпстеде, построенный в стиле движения «Искусств и ремесел», стал идеальным местом для демонстрации этого творческого подхода.
Величественный кирпичный дом построил для себя в 1881 году архитектор Бейзил Чемпней (Basil Champney). Среди его знакомых числились Роберт Льюис Стивенсон и эссеист Вальтер Патер, а к основным работам относятся Библиотека Джона Райландса в Манчестере, напоминающая готический храм, и первый английский женский колледж — Ньюнхем в Кембридже.
Фасад дома мало изменился с годами. Он может похвастать фламандскими фронтонами, четырьмя центральными каминными дымоходами и красивыми окнами с фрамугами, чего нельзя сказать об интерьерах. Череда перестроек в ХХ веке почти полностью лишили их каких-либо архитектурных достоинств.
В конце 1950-х дом был переделан под апартаменты для художников. «Больше всего это походило на коммуну хиппи», — говорит Сартори Римини. Затем в 1984 году здание вновь превратилось в частный дом, к нему был пристроен крытый бассейн. «Интерьер выглядел довольно крикливым и был начисто лишен всякого шарма», — жалуется Перегалли. Все, что здесь было, — мраморные полы, простые белые стены и горки из искусственного камня, спускавшиеся к бассейну. Впрочем, это не помешало новым владельцам, итальянской паре с тремя детьми, влюбиться в особняк с первого взгляда.
«У дома изящные пропорции и богатое прошлое. Единственное, в чем он нуждался, это в новой обстановке»
«У дома богатое прошлое, изящные пропорции. Единственное, в чем он нуждался, чтобы снова засиять во всем великолепии, — в новой красивой обстановке, — рассказывает хозяйка. — Кроме того, после 20 лет жизни в Челси я мечтала о саде и собаке. Здесь же целый акр настоящих сокровищ — от розового сада до огорода. Мы зовем это место нашим лондонским сельским домиком».
«Наша работа призвана создавать впечатление, что эти интерьеры были всегда»
Самое большое изменение коснулось пристройки с бассейном. Бассейн был перенесен в цокольный этаж, а на его месте на первом этаже Перегалли и Сартори Римини создали роскошную библиотеку, интерьер которой строится вокруг оттоманских портретов XVIII века. Эти изображения на деревянных панелях некогда украшали миланский дом легендарного итальянского декоратора Ренцо Монжардино (Renzo Mongiardino), который был другом родителей Перегалли. «Он часто приходил к нам в дом, — вспоминает Роберто, — для меня он был Сократом наших дней, его влияние безмерно».
Библиотеку венчает овальный стеклянный купол, своего рода реминисценция британских купольных построек XIX века, таких как Хрустальный дворец, возведенный к Первой Всемирной выставке в Лондоне. «Нам хотелось добавить архитектурный элемент, типичный для Англии тех лет», — говорит Сартори Римини.
Другое изменение, которое планировали декораторы, — увеличить лестницу между первым и вторым этажами — сделать не удалось. Хотя этот архитектурный элемент времен постройки дома не сохранил оригинальные перила, комиссия по охране памятников все же не дала разрешение на его перестройку. Однако дизайнеры не захотели отказываться от своего замысла и добавили лестнице размах за счет деревянной балюстрады.
Фрагмент обоев XVIII века стал отправной точкой интерьера комнаты для завтраков
Старинный паркет переехал из прежнего дома заказчиков, а лепнина на потолке привнесла в интерьеры особняка подлинное величие. Дизайнеры решили обыграть образ Англии как страны путешественников, привозящих товары со всего света. Двери мужской гардеробной покрыты испанскими изразцами XIX века, фрагмент расписанных вручную обоев XVIII века в стиле шинуазри стал отправной точкой для интерьера комнаты для завтраков, а росписи на стенах гостиной вдохновлены Галереей оленей в Фонтенбло, где изображены королевские лесные угодья с высоты птичьего полета. «Словно хозяин-англичанин побывал там, а затем пожелал создать у себя дома нечто подобное», — объясняет Перегалли.
Найти высококлассных мастеров для реализации проекта оказалось непросто. Так, мануфактуру, способную создать задуманный ковер для главной спальни, декораторы нашли во Франции, а поиск мастера, который мог бы изготовить зеленые изразцы для бассейна, занял несколько месяцев. «У нас есть идеи, но не всегда находятся люди, способные их воплотить, и это большая проблема», — сожалеет Лаура. Впрочем, без таланта изобретать прошлое и вовсе не обойтись.
«Ничто не копируется дословно, наши проекты — это всегда мечта о прошлом»