Дореволюционная Россия была страной усадеб — дворянская усадьба бала административным, хозяйственно-экономическим, архитектурно-парковым и культурным центром. После Октябрьского переворота структура русской жизни была разрушена. «Ничего от той жизни,
Что бессмертной была, Не осталось в отчизне, Все сгорело дотла», — строчки из стихотворения поэта Владимира Соколова. Народ громил и жег усадьбы, рушил храмы и вырубал столетние деревья в парках. Много усадеб погибло, но Мураново осталось.
Навряд ли мы сегодня имели бы удовольствие видеть ее сокровища, если бы не усилия ее последнего владельца, Николая Ивановича Тютчева, внука великого русского поэта Федора Тютчева, автора строк, которые так часто цитировали в последние три десятилетия: «Умом Россию не понять…» После революции Николай Иванович принял решение передать свою усадьбу государству вместе с большей частью своей коллекции, которую составляли предметы, связанные с жизнью прошлых владельцев Муранова — Тютчева, Боратынского, Аксакова.
История усадьбы Мураново — исключительная. В 1816 году эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Екатериной Петровной Энгельгардт женой отставного генерал-майора Льва Энгельгардта, автора популярных воспоминаний о сражениях эпохи Екатерины II, Павла I и Александра I. В 1826 году на старшей дочери Энгельгардтов женился поэт Евгений Боратынский и построил для своей семьи новый дом — двухэтажный, деревянный, обложенный снаружи кирпичом. Как выглядел кабинет Боратынского, можно увидеть и сегодня.
В 1844 году Боратынский внезапно умирает в Италии от разрыва сердца (в 44 года), и усадьба переходит к сестре его жены и ее родственникам, которые бережно хранили память о великих поэтах. Во второй половине сороковых в Мураново гостили друг Пушкина Соболевский, Гоголь и Аксаковы. В 1869 году дочь владельцев усадьбы выходит замуж за Ивана Федоровича Тютчева, младшего сына поэта, и вскоре сюда перевозят автографы, книги, портреты Федора Тютчева из Петербурга и Москвы.
В 1918 году, когда дворянские усадьбы горели по всей необъятной России, последние владельцы Муранова принимают решение передать усадьбу государству для организации в ней музея. Он был открыт 13 августа 1920 года, первым его директором стал Николай Тютчев, а в штате числилось 6 человек.
В 1930-х годах краеведение начали уничтожать, провинциальные музеи закрывались. В Муранове же случилась совершенно невероятная история. Шестого марта 1930 года уже было принято решение о закрытии музея, но Николай Иванович приложил все усилия, чтобы перевернуть ситуацию, и у него получилось. Он провел целую кампанию: письма в защиту музея написали актеры МХАТа, видные ученые, художники, писатели — среди них Василий Качалов, Ольга Книппер-Чехова, Павел Коган, Викентий Вересаев, Леонид Гроссман…
Кроме этого, были обращения от красноармейцев, от рабочих — все они поддерживали музей. В ход были пущены и обходные маневры: говорили, что Тютчев — это любимый поэт Ленина, что вероятно, не совсем так, но в ленинской библиотеке был сборник Тютчева. И случилось невероятное: восьмого мая, через два месяца после закрытия музея он был открыт вновь. Но открылся он немножко другим. Он стал музеем прежде всего литературным.
Это понятно, потому что Мураново связано с именем поэта Евгения Абрамовича Баратынского, в усадьбе сохранился мемориальный комплекс Федора Ивановича Тютчева. Мы не знаем до сих пор, бывал ли в Муранове сам Федор Тютчев, но после его смерти сын, Иван Федорович, перевез в усадьбу библиотеку, архив, личные вещи отца. В музее есть свечи, которые в последний раз зажигала рука Тютчева. И поэтому акцент сделан именно на литературную составляющую.
Николай Иванович Тютчев создал уникальное музейное пространство, которое в течение ста лет, конечно же, развивалось, но главное — все то же. В усадьбе Мураново нет витрин. Особенно тех, в которые принято помещать аннотации, подписи, экспликации. Основная идея в том, что дом жилой, в нем живут люди. Вот сейчас они на минуточку выскочили, но скоро вернутся. Как выразил свои ощущения художник Михаил Нестеров: « Люди, творившие здесь большое культурное дело: поэты, писатели, публицисты — Тютчев, Боратынский, Аксаков, — все они, так любившие свою Родину, еще здесь, еще с нами. Как это хорошо, как это волнительно!»
В 2006 году музей серьезно пострадал: во время грозы в него попала шаровая молния. У основного здания, построенного по проекту Баратынского, интересная структура. Это дом-термос, там две стены, внешняя кирпичная, внутренняя — деревянная, вертикально вбитые и соединенные между собой стволы деревьев. И между ними воздушная прослойка. Молния, похоже, попала туда и немножечко погуляла, потому что все очаги возгорания находятся внутри.
Реставрация пострадавших предметов продолжается по сию пору, хотя музей уже больше десяти лет открыт, и основная экспозиция восстановлена в допожарном виде. Но несколько предметов еще должны вернуться.
Усадьба Мураново — красивое и притягательное место. Холмистые поля, извилистая речка Талица с запрудой, лес напоминают типичные для средней полосы России пейзажи, запечатленные на полотнах Левитана, Нестерова и других русских художников. Но самое главное — дом, ставший, по выражению поэта Максимилиана Волошина, «живым сосредоточием лучшего, что осталось от вершин русской жизни XIX века». Дом поэтов, переживший все удары судьбы. www.muranovo-museum.ru