1. «Отцом» поселка Сокол был Ленин
Все, конечно, помнят, что москвичей сильно испортил квартирный вопрос. В начале двадцатых годов прошлого века он был очень острым: строить жилье новой власти было не на что. Собственно, как и все остальное: фабрики, заводы, театры и детские сады. Голод, разруха, крестьянские восстания заставили «отца нэпа» Владимира Ленина 15 марта 1921 года выступить с предложением заменить продразверстку на вдвое меньший продналог. Это решение стало первым шагом в переходе от военного коммунизма к новой экономической политике, за ним последовали и другие.
8 августа 1921 года Ленин подписывает декрет о кооперативном жилищном строительстве. Суть его в том, что граждане Страны Советов, у которых есть средства, могут строить себе жилье сами. В течение следующих двух лет Моссовет подвел под этот декрет нормативно-правовую базу, и в 1923 году в Москве появилось первое кооперативное товарищество — «Сокол».
2. «Сокол» не просто поселок, а город-сад
Новой власти надо было превратить Москву из города с сонными улицами и золотыми куполами церквей в столицу первого в мире социалистического государства. Соответственно этой задаче разрабатывался Генеральный план развития Москвы, над которым работала специальная комиссия под руководством архитекторов Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. План «Новая Москва» представлял столицу полицентричной и вводил понятие города-сада.
Автор этой популярной в начале двадцатого века градостроительной концепции — британский социолог-утопист Эбенизер Говард, считавший, что современный город себя изжил, он подавляет все лучшее в человеке и провоцирует худшее. В 1898 году он опубликовал книгу «Города-сады будущего», в которой предложил свою альтернативу урбанизму — небольшие поселки с невысокими домами и приусадебными участками, которые будут строиться на бросовых землях. Хозяевами такого города-сада должны были стать его жители.
Идеи Говарда в начале двадцатого века были популярны во многих странах мира, включая Россию. Утопическую мечту начали воплощать еще до революции — прогрессивные купцы строили при фабриках образцовые поселки с клумбами, теннисными кортами и площадками для крикета. В двадцатые годы была сделана еще одна попытка построить рай на земле. На окраинах Москвы было заложено около двадцати поселков-садов — каждый со своими парками, библиотеками, спортивными и детскими площадками. Но до наших дней дошел только поселок «Сокол».
3. Поселок строился не для художников
Почему поселок получил название «Сокол», до сих пор неизвестно. Есть три версии. Первая — строить его сначала собирались в Сокольниках, но там что-то оказалось не так с местом, а эмблема кооператива — сокол, который держит в когтях домик, — уже была готова, и менять ее не стали. По второй версии, «Сокол» — от названия строительного инструмента «сокол штукатурный». Третья утверждает, что поселок назвали по фамилии известного в те годы агронома и животновода А. Сокола, который жил по соседству и разводил в своем дворе породистых свиней.
Любая из трех версий может оказаться единственно верной, как верно и то, что «Сокол» изначально не был поселком художников. В товарищество входили сотрудники различных наркоматов, экономисты, учителя, агрономы, техническая интеллигенция. И художники. Первым председателем правления кооператива стал председатель профсоюза «Всекохудожник» Василий Сахаров. Кооператив получил в аренду участок площадью 49 десятин на окраине старинного села Всехсвятского с обязательством застроить его через 7 лет двумя сотнями домов.
Пайщик кооперативного поселка должен был заплатить 10 с половиной золотых червонцев за вступление, 30 — при выделении участка и 20 — при начале строительства. Полная стоимость коттеджа составляла 600 червонцев. Зарплата рабочего в 1923–1924 годах составляла от 40 до 100 рублей в месяц, поэтому членство в жилищном кооперативе далеко не всем было по карману.
Первоначально улицы поселка носили очень простые имена, связанные с их расположением, — Центральная, Уютная, Парковая, Телеграфная. Потом, по предложению художника Павлинова, их переименовали в честь русских художников и музыкантов. Так как поселок так и не был достроен (удалось возвести только 104 коттеджа из 200), имена композиторов со временем исчезли.
4. Поселок стал площадкой для архитектурно-пространственных экспериментов
Многократно перестроенный, поселок до сих пор производит магическое впечатление — вполне возможно, из-за тех решений, которые были заложены в двадцатые годы. В основе его планировки — теория восприятия пространства, разработанная русским философом Павлом Флоренским. Здесь есть и ломаная улица, которая кажется бесконечной, и «лестница Микеланджело» — сужающаяся улица, заканчивающаяся садом. Улица словно растворяется в зелени сада. Все эти приемы преследовали одну цель — сделать небольшой по площади поселок более масштабным и величественным.
Коттеджи строились по индивидуальным проектам. Большую часть из них спроектировал Николай Марковников, в 1914–1919 годах главный архитектор Московского Кремля. Среди авторов проектов были Алексей Щусев и братья Веснины, которые создали несколько домов, ставших символами поселка «Сокол». К сожалению, до наших дней дожили только два из них. Художник Павел Павлинов вспоминал, что дом Весниных казался ему сказочным: «… Рубленый терем с резными, раскрашенными желтым и голубым колоночками у крыльца на открытой веранде. Даже деревянный кровельный желоб, выдолбленный из цельного ствола, был украшен разноцветной резьбой. Позже я узнал, что Веснины специально изучали архитектуру русского Севера — это и отразилось в их Сокольских проектах».
5. В поселке строили прекрасное будущее
В области социальных экспериментов поселок тоже не отставал от своей эпохи. До войны здесь был теннисный корт, отличные волейбольная, баскетбольная, футбольная и легкоатлетическая площадки и площадки для игры в городки, крокет и лапту. А на углу улиц Сурикова и Брюллова открылся детский сад нового типа, в котором работала только одна профессиональная воспитательница. Помогали ей мамы детей, дежурившие в детском саду по очереди. До 1930 года при детском саде действовала и группа изучения немецкого языка: педагоги Сицилия Францевна и Надежда Петровна ежедневно гуляли с детьми по незастроенным тогда окрестностям, следя за тем, чтобы они говорили друг с другом только по-немецки.
6. Среди известных «соколян» сталинский художник Александр Герасимов и шестидесятник Юрий Визбор
На улице Левитана сохранился дом, построенный в 1937 году для художника Александра Герасимова, лауреата четырех Сталинских премий и первого президента Академии художеств СССР. Место для него «выбил» Климент Ворошилов, после того как его портрет, написанный Герасимовым, был отправлен в Париж на Всемирную выставку (и получил там Гран-при).
Герасимов родился на Тамбовщине, был сыном прасола (торговца скотом), закончил церковно-приходскую школу, но, к огорчению отца, не продолжил семейное дело, а поехал в Петербург учиться живописи. После окончания Училища живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Серов, Коровин, Архипов и Пастернак, его призывают в армию (шел 1915 год). После демобилизации художник возвращается на родину, и только в 1925 году решается на переезд в Москву. Здесь он какое-то время бедствует, но после Гран-при Парижской выставки его карьера идет вверх. Правда, победившую картину, если верить легенде, ему приходится прятать под ковром в мастерской своего дома на Соколе, потому что часть изображенных на ней людей уже объявлены врагами народа и расстреляны.
Многофигурное полотно «Заседание Совета при наркоме тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе» добавило художнику переживаний. «К моему глубокому сожалению, портретируемые мною личности один за другим уходили в небытие, и, естественно, я вынужден был снимать их с полотна. Иногда на одном месте картины приходилось менять фигуры до четырех раз. Только портретных этюдов было уничтожено более ста. Душевное волнение не только мешало работе, но и наводило на мрачные мысли, что не сегодня-завтра сам можешь оказаться там же».
Здесь же, на Соколе, Герасимовым были созданы совсем другие работы, полные радости существования: «Песня скворца», «Полдень. Летний дождь», а также знаменитая «Деревенская баня». Как говорят, чтобы ее написать, художник пригласил в свою баню, построенную на участке, полдюжины натурщиц. Баня, кстати, сохранилась, хотя и порядком обветшала.
Юрий Визбор провел детство не в коттедже, а в одном из двух- и трехэтажных домов, предшественников «хрущевок», которыми в начале тридцатых застроили четную сторону улицы Врубеля. Часть территории, отведенной поселку «Сокол», отобрало НКВД для своих сотрудников. По-видимому, отец Юрия Визбора, латыш Юозас Визбор, в то время оперуполномоченный ОБХСС, получил здесь комнату, но его семья прожила здесь недолго — в 1938 году Юозас Визбор был расстрелян на Бутовском полигоне. Его жена избежала лагеря жен изменников родины только потому, что они с Юозасом не были расписаны. Но из комнаты на Соколе ее с сыном немедленно выселили, так что Юрий Визбор был «соколянином» только четыре года.
Среди других известных обитателей поселка — кинорежиссер Ролан Быков и актриса Елена Санаева, революционер Иван Бибиков, летчик и Герой Советского Союза Юрий Зыков, советские художники Павел Кирпичев, Павел Павлинов, Николай Пономарев, скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский.
7. В 1935 году на поселок упал самолет «Максим Горький», прозванный «летающим Титаником»
В 1935 году на «Сокол» рухнула гигантская агитка — агитсамолет, созданный по предложению группы советских писателей и журналистов. Идея построить такой летательный аппарат и назвать его именем Максима Горького возникла в 1932 году, а уже в 1933-м эскизный проект самолета АНТ-20 был готов.
Хотя этот гигант (длина корпуса 33 метра) создавался для агитационных целей, он мог использоваться как пассажирский и транспортный, а также служить передвижным штабом высшего руководства — внутри были не только удобные кресла, но спальные каюты, умывальники и буфет с горячими закусками.
Первые полеты на «Максиме Горьком» выполнил летчик-испытатель Михаил Громов, а за день до катастрофы за штурвал сел французский летчик Антуан де Сент-Экзюпери, приехавший в Советский Союз как журналист.
18 мая 1935 года самолету-гиганту предстояло совершить еще один демонстрационный полет над Центральным аэродромом столицы, который находился на Ходынском поле. После приземления его должны были передать из ЦАГИ в агитационную эскадрилью. В кабине находились представители обоих ведомств: летчик ЦАГИ Журов передавал управление авиатору агитэскадрильи Михееву. Полет был несложный, поэтому в самолете разрешили прокатиться создателям самолета вместе с семьями: помимо 11 членов экипажа внутри находилось 37 человек, в том числе 6 детей. «Летающую крепость» сопровождали двухместный самолет и истребитель; по сравнению с ними «Максим Горький» должен был выглядеть особенно внушительно.
Из-за одного из этих двух «малышей» и произошла катастрофа: летчик на истребителе начал совершать фигуры высшего пилотажа в опасной близости от АНТ-20. В верхней точке «мертвой петли» самолет завис и, потеряв скорость, рухнул на медленно проплывавшего под ним гиганта. Через несколько секунд прогремел взрыв, и «Максим Горький» упал на поселок Сокол. Все, кто был внутри, погибли, но жители поселка каким-то чудом уцелели, хотя несколько домов, на которые упали осколки, были разрушены.
8. Поселок много раз пытались снести
По легенде, первые попытки сноса коттеджей, начавшиеся в 1950-х годах, остановил Сталин. Он посещал стройку на соседней Новопесчаной улице и что-то доброе сказал и о поселке. На какое-то время этого хватило, но Сталин умер в 1953-м, а пять лет спустя, в 1958-м, появился план строительства многоэтажных жилых домов на Сокольской территории. Жители боролись за свою землю как могли, и им повезло, через четыре года проект был отменен. Но вскоре появился новый. Так продолжалось до 1979 года, когда поселок Сокол поставили под охрану как памятник градостроительства первых лет советской власти.
9. Маленькая часовня на краю поселка — работа знаменитого Романа Клейна
Поселок «Сокол» стоит на краю бывшего солдатского кладбища, где были похоронены участники нескольких войн, которые Россия вела в девятнадцатом и двадцатом веке, от Крымской до Русско-японской. Одноэтажное здание в стиле неоготика — часовня этого кладбища. Она была построена в 1911 году по проекту Романа Клейна, известного архитектора, оставившего Москве около 60 зданий, в том числе здания Музея изящных искусств (ныне ГМИИ имени Пушкина), универмага «Мюр и Мерилиз» (ныне ЦУМ), кинотеатра «Колизей» (сегодняшний театр «Современник»).
К сожалению, отношение к часовне долгое время было пренебрежительным. В 1990-х здесь был овощной магазин, а позже — тайский массажный салон. И только в 2018 году часовню признали памятником регионального значения, а два года спустя передали Русской православной церкви.
Солдатское кладбище «Арбатец» существовало вплоть до 1960-х годов, когда его решили сровнять с землей, а на его месте разбить сквер. В 2015 году краеведы при содействии местных жителей организовали посреди сквера памятный мемориал. Приедете прогуляться по поселку — не проходите мимо скромного старинного памятника и обязательно взгляните на часовню.
10. Коттеджи в поселке «Сокол» — один из самых дорогих видов московского жилья
В новое, перестроечное время первым покупателем соколянской земли стал первый легальный советский миллионер Артем Тарасов, что вполне логично — успешный советский кооператор купил дом в самом известном советском кооперативном поселке.
К нему у соколян претензий нет — а вот последующие покупатели были уже не так скромны в своих желаньях и исторические коттеджи сносили без зазрения совести, чтобы построить на их месте современные виллы. За тридцать лет поселок сильно изменил свой облик и сильно вырос в высоту. От комфортной среды, которую создают деревянные дома в один-два этажа, мало что осталось, но идея иметь частный дом почти что в центре Москвы по-прежнему остается привлекательной, поэтому дома в поселке «Сокол», по оценке специалистов «Авито Недвижимости», — один из самых дорогих видов жилья. Нижняя граница — около 80 миллионов рублей, верхняя все время растет. Причем дом, скорее всего, будет памятником, что подразумевает больше минусов, чем плюсов.
11. ЧТО МОЖНО КУПИТЬ И СНЯТЬ В ПОСЕЛКЕ СЕЙЧАС
Примером может служить дом советского монументалиста Андрея Файдыш-Крандиевского с участком 12 соток, выставленный на продажу минувшим летом. Мастер здесь не только жил, но и работал — лепил с натуры всем известные бюсты Гагарина и Титова. Стоимость дома — 150 миллионов рублей (757 576 ₽ за м²). Землю предлагают взять в аренду на 49 лет или же выкупить в собственность.
Дом 330 м² на участке 15 соток
500 000 ₽ в месяц
В поселке художников регулярно сдается жилье. В настоящее время на Avito есть несколько предложений, самое интересное из которых — дом на улице Верещагина в длительную аренду за полмиллиона рублей в месяц. Снять дачную идиллию площадью 330 кв. метров и с участком в 15 соток обойдется желающим в 500 тыс. руб. в месяц. Снаружи коттедж выглядит, как сто лет назад: деревянные фасады, остроконечная крыша, терраса с плетеными креслами, на которой так и видишь сидящих у самовара дачников. Внутри же ничего не осталось от былых интерьеров: обычное современное жилье с пятью спальнями, четырьмя санузлами и совмещенной зоной кухни-столовой-гостиной. На мансардном этаже оборудован рабочий кабинет на случай, если будущий хозяин захочет работать удаленно.
12. А ЧТО ГОВОРЯТ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ?
Сегодня в поселке художников живет самая разнородная публика — потомки первых обитателей, «новые русские», купившие здесь недвижимость на заре нулевых, миллениалы, снимающие жилье. Мы пообщались с Иваном, который родился и вырос в «Соколе»: «Наш дом 1927–1928 гг. постройки (автор проекта — архитектор Н.В. Марковников), то есть это один из старейших домов поселка — таких здесь осталось меньше половины. В 1990-е и 2000-е много домов было снесено, и на их месте построили новые с нуля.
Я здесь родился, мой отец здесь родился, прабабушка и прадедушка переехали сюда с Арбата в 1920-е годы. Поселок строился не для элиты, здесь жили простые служащие. Сколько себя помню, над «Соколом» всегда стояла угроза сноса — ведь он так и не был достроен, закончили лишь половину. Уже в процессе строительства стало ясно, что города-сады не выгодны, и Москве требуется совершенно другой тип жилья. Моя бабушка всегда жила с мыслью, что нас скоро выселят, а уж в наше время тем более — это такой лакомый кусочек для всех».