Все настоящие замки немного сказочные. Архитектор Пьер Йованович (Pierre Yovanovitch) испытал это на себе в 2009 году, когда впервые поддался чарам поместья Фабрег. К тому моменту замок, скрытый от мира буйной растительностью, почти забытый, уже четыре столетия отражал атаки времени. «Это была невероятная встреча. Я словно получил пропуск в старую волшебную сказку. Дом сам выбрал меня. Я понял это, едва увидев его, хотя он практически лежал в руинах», — рассказывает архитектор.
Четыре года колоссального строительства, казалось, могли бы разрушить чары. К счастью, этого не случилось. Сегодня квадратное в плане здание, увенчанное четырьмя башнями, — квинтэссенция самой идеи замка. Его высокие стены просто созданы для того, чтобы по ним скользили тени из фильмов Кокто или «Вечного возвращения» Деланнуа. «Нам удалось найти строителей, каменщиков и краснодеревщиков, способных творить чудеса», — говорит Пьер. К тому же новый владелец замка бдительно следил за тем, чтобы дух места не исчез вместе со строительным мусором.
Дом, построенный из известняка, без фундамента, подвергся основательной реконструкции. Балки и перекрытия укрепили, перенесли, частично заменили. В столовой восстановили, казалось, безвозвратно утерянные кессоны. Деревянные балки в холле укрепили и оштукатурили. Так они выглядят более массивно — под стать каменным дверным проемам, а заодно сливаются с крашеными стенами и не отвлекают внимания от веселого призрака — пригвожденной к стене керамической фигурки.
«Изначально любой замок лишен украшений — это и стало моим ориентиром»
Оформляя интерьеры, Йованович отказался от идеи исторической реконструкции. Смешав скандинавские традиции и аскетичный характер домов французской провинции Вар, он выдумал историю семьи, которая могла бы жить здесь в течение долгих лет. Просто и достойно.
В отделке много натурального камня, но ковры из льна, конопли и хлопка, мебель из дуба, ореха и красного дерева делают брутальный интерьер теплым. Мебель знаменитых дизайнеров 1940-х годов сочетается с объектами, сделанными по эскизам Йовановича.
Хозяин бдительно следил за тем, чтобы дух места не исчез вместе со строительным мусором
«Изначально любой замок прост, почти лишен украшений, это и стало моим ориентиром, — заключает архитектор. — Не отказываясь от гипсовой лепнины в украшении каминов, я интерпретировал пространство на современный лад. Я словно снял ремейк старого фильма, в котором прошлое становится настоящим. Здесь все на своих местах, и только время ускользает, спокойно отсчитывая секунды».
Грубое дерево и натуральные ткани подчеркивают феодальный характер помещения
Отделка из цельного камня делает дом мощным и неприступным не только изнутри, но и снаружи