Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

Большая гостиная особняка, восстановленная хозяином в ее изначальных пропорциях. Стены отделаны штукатуркой scagliola, имитирующей мрамор. На полу — черные и белые мраморные плиты. Над камином красуется итальянское зеркало XVIII века. Напротив, между дверью и окном, на бронзовой консоли работы Диего Джакометти, расположилась статуэтка Бруно Ромеды.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

Нынешние хозяева дома — Хуан Пабло Молино с супругой Пилар.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

Хуан Пабло Молино (Juan Pablo Molyneux) в мире дизайна — фигура масштабная. В портфолио архитектора есть шикарные пентхаусы в Нью-Йорке, замки в окрестностях Парижа, шале в Колорадо, дизайн салонов частных самолетов и круизных лайнеров, декорации для высокобюджетных шоу. Молино — ярый сторонник сохранения старинных ремесленных традиций и состоит в многочисленных организациях по защите культурного наследия. При этом он обладает уникальной способностью привносить элемент творчества в процесс реставрации, обычно не предполагающий ничего, кроме скрупулезного воссоздания того, что уже было сделано в прошлом. Яркий пример такого подхода — дом самого Молино в парижском квартале Маре.

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

Гостиная на втором этаже главного здания. Расписной потолок — единственное, что осталось от первоначального декора. На потолочных балках — монограмма первого владельца дома Клода Пассара. Стены обиты красным и желтым бархатом. В комнате представлена и коллекция гобеленов XVI–XVIII веков. С ними соседствуют французские кресла XVIII века в стиле регентства. Для пола Молино выбрал старинный версальский паркет.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

Этот особняк был построен в XVII веке Габриэлем де Сулиньяком, архитектором семьи де Гиз, для нотариуса и секретаря Людовика XIII Клода Пассара. Пышная резиденция с внутренним двориком и садом была одной из самых изысканных в квартале. Но за время своего существования она не раз переходила из рук в руки; новые владельцы сносили одни корпуса и пристраивали другие, подчас не блиставшие красотой.

Особняк был построен в XVII веке для нотариуса и секретаря Людовика XIII Клода Пассара

В конце 1980-х были проведены первые реставрационные работы. Часть уродливых строений снесли. Второй этап реставрации начался в 2002-м, когда дом перешел в руки Хуана Пабло Молино. Архитектор избавился от громоздких и тяжеловесных пристроек, возвратив дому былую элегантность. Сад, который был почти полностью застроен, воссоздали с нуля. Фасад с дорическими колоннами, увенчанный треугольным фронтоном, шиферная крыша с каминными трубами — все обрело давно утраченную красоту.

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

В интерьере главной гостиной Молино сочетает французский антиквариат с современным искусством. На комоде начала XVIII века расположилась статуэтка Альберто Джакометти. Диван с позолоченными деревянными деталями был изготовлен Жан-Батистом Клодом Сене для королевы Марии-Антуанетты.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

Расписной потолок — единственное, что сохранилось от первоначальной отделки интерьеров

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

Второй этаж главного здания. Вид на анфиладу, ведущую к парадной лестнице.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

«Впервые я посетил этот дом десять лет назад, он выглядел совсем иначе, — вспоминает Молино. — Различные части здания принадлежали разным владельцам. Постепенно я выкупил их все. Я провел масштабную перепланировку и восстановил парадную лестницу, исчезнувшую в результате одной из многочисленных перестроек. Единственное, что оставлено в неприкосновенности, — это расписной потолок в гостиной. Только он и сохранился от изначального оформления дома, благодаря чему здание находится в списке исторических памятников. У меня не было намерения отреставрировать особняк в точном соответствии с планом 1619 года. Скорее я стремился воссоздать присущее тому периоду великолепие, сохранить общую атмосферу, а не конкретные детали».

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

«Китайская комната» — дань моде на шинуазри, охватившей Францию в XVIII веке. Статуэтка жеребца времен династии Хань расположилась на широком китайском столике XIX века. На стенах — лаковые панели.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

Необходимо было извлечь на свет то, что скрывалось под многовековыми наслоениями краски и за новыми межкомнатными стенами, но при этом не уничтожить магию четырехсотлетней истории дома. Помещениям были возвращены те же самые объемы, что и в XVII веке. Тот же строгий подход использовался и при подборе материалов: мраморные полы, дубовый паркет, расписные потолочные балки и штукатурка на стенах, имитирующая текстуру мрамора.

«Я сохранил присущую оригинальному интерьеру яркость красок: в кабинете — насыщенный синий, в спальне — желтый», — говорит Молино. Выбирая мебель и элементы декора, архитектор без лишних сомнений смешивал друг с другом произведения великих мастеров XVII и XVIII столетий, таких как Андре-Шарль Булль и Жан-Анри Ризенер, с современными арт-объектами и своими собственными работами.

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

В южном крыле дома на первом этаже расположен вестибюль. Стены пятиметровой высоты полностью покрыты панорамной мозаикой, изготовленной вручную французскими ремесленниками. Молино выбрал для нее тему исчезнувших памятников французского искусства. На западной стене изображены ныне уничтоженные сады при замке Лианкур. Эта панорама стала отличным фоном для китайских фарфоровых статуэток, изображающих знаки зодиака. На неоклассическом столике — работа Александра Родченко. Шестидесятирожковая люстра, напоминающая паникадило, изготовлена французскими мастерами.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

Мордочки обезьянок на росписях в столовой подозрительно напоминают хозяина и его друзей

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

Стены столовой украшены росписями с изображениями обезьянок. Это отсылка к популярному во Франции в XVIII веке типу оформления интерьеров, носящему название Singerie — «обезьянник». Молино попросил художника изобразить в виде обезьянок и себя с женой. Рисунок паркета выполнен по мотивам паркетов русских императорских дворцов. Фонарь под потолком — копия заказанного русским императором Павлом I для резиденции в Павловске.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

Особняк Хуана Пабло Молино — это великолепный образчик его «фирменного» стиля, в котором парадоксально сочетаются роскошь и чувство юмора. Например, в столовой стены расписаны сценками с участием обезьянок, но если присмотреться, окажется, что некоторые зверьки подозрительно напоминают самого дизайнера и его друзей.

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

Библиотека, она же — личный кабинет Молино. Стены, оштукатуренные под мрамор, отполированы до зеркального блеска.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

«У меня не было намерения отреставрировать особняк в точном соответствии с оригиналом. Я хотел воссоздать лишь дух, присущий той эпохе»

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

Спальня хозяев. Шелковый балдахин, покрывало на кровати и занавески — все расшито вручную цветами и фигурками птиц.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

Стены в ванной комнате облицованы белым мрамором и украшены зеркалами в классических рамах из позолоченной бронзы.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

«Версаль был оформлен на века, — говорит Молино. — Но там все было не совсем так, как нам преподносят в музеях, — строгости и железного порядка не было и в помине. Работая над своим домом, я хотел создать нечто в этом духе: особое мировоззрение, интерьер с человеческим лицом». А если иногда оно оказывается мордочкой мартышки — ничего страшного, ирония — отличное украшение интерьера!

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

В книжном шкафу одной из гостиных Молино сделал потайную дверь, ведущую в хозяйскую спальню.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)

«Надо было раскрыть многовековые наслоения краски, сохранив магию четырехсотлетнего дома»

Из наших архивов: парижский дом Хуана Пабло Молино

Стены гостевой спальни обиты дамастом. Кровать в стиле «чиппендейл» отделана в традиционной французской технике gainé: рама кровати целиком обтягивается тканью (у Молино — зеленым шелком). Карнизы и рамы дверей отделаны в той же технике желтым шелком.

Фото

КСАВЬЕ БЕЖО (XAVIER BÉJOT)