Хуан Пабло Молино (Juan Pablo Molyneux) в мире дизайна — фигура масштабная. В портфолио архитектора есть шикарные пентхаусы в Нью-Йорке, замки в окрестностях Парижа, шале в Колорадо, дизайн салонов частных самолетов и круизных лайнеров, декорации для высокобюджетных шоу. Молино — ярый сторонник сохранения старинных ремесленных традиций и состоит в многочисленных организациях по защите культурного наследия. При этом он обладает уникальной способностью привносить элемент творчества в процесс реставрации, обычно не предполагающий ничего, кроме скрупулезного воссоздания того, что уже было сделано в прошлом. Яркий пример такого подхода — дом самого Молино в парижском квартале Маре.
Этот особняк был построен в XVII веке Габриэлем де Сулиньяком, архитектором семьи де Гиз, для нотариуса и секретаря Людовика XIII Клода Пассара. Пышная резиденция с внутренним двориком и садом была одной из самых изысканных в квартале. Но за время своего существования она не раз переходила из рук в руки; новые владельцы сносили одни корпуса и пристраивали другие, подчас не блиставшие красотой.
Особняк был построен в XVII веке для нотариуса и секретаря Людовика XIII Клода Пассара
В конце 1980-х были проведены первые реставрационные работы. Часть уродливых строений снесли. Второй этап реставрации начался в 2002-м, когда дом перешел в руки Хуана Пабло Молино. Архитектор избавился от громоздких и тяжеловесных пристроек, возвратив дому былую элегантность. Сад, который был почти полностью застроен, воссоздали с нуля. Фасад с дорическими колоннами, увенчанный треугольным фронтоном, шиферная крыша с каминными трубами — все обрело давно утраченную красоту.
Расписной потолок — единственное, что сохранилось от первоначальной отделки интерьеров
«Впервые я посетил этот дом десять лет назад, он выглядел совсем иначе, — вспоминает Молино. — Различные части здания принадлежали разным владельцам. Постепенно я выкупил их все. Я провел масштабную перепланировку и восстановил парадную лестницу, исчезнувшую в результате одной из многочисленных перестроек. Единственное, что оставлено в неприкосновенности, — это расписной потолок в гостиной. Только он и сохранился от изначального оформления дома, благодаря чему здание находится в списке исторических памятников. У меня не было намерения отреставрировать особняк в точном соответствии с планом 1619 года. Скорее я стремился воссоздать присущее тому периоду великолепие, сохранить общую атмосферу, а не конкретные детали».
Необходимо было извлечь на свет то, что скрывалось под многовековыми наслоениями краски и за новыми межкомнатными стенами, но при этом не уничтожить магию четырехсотлетней истории дома. Помещениям были возвращены те же самые объемы, что и в XVII веке. Тот же строгий подход использовался и при подборе материалов: мраморные полы, дубовый паркет, расписные потолочные балки и штукатурка на стенах, имитирующая текстуру мрамора.
«Я сохранил присущую оригинальному интерьеру яркость красок: в кабинете — насыщенный синий, в спальне — желтый», — говорит Молино. Выбирая мебель и элементы декора, архитектор без лишних сомнений смешивал друг с другом произведения великих мастеров XVII и XVIII столетий, таких как Андре-Шарль Булль и Жан-Анри Ризенер, с современными арт-объектами и своими собственными работами.
Мордочки обезьянок на росписях в столовой подозрительно напоминают хозяина и его друзей
Особняк Хуана Пабло Молино — это великолепный образчик его «фирменного» стиля, в котором парадоксально сочетаются роскошь и чувство юмора. Например, в столовой стены расписаны сценками с участием обезьянок, но если присмотреться, окажется, что некоторые зверьки подозрительно напоминают самого дизайнера и его друзей.
«У меня не было намерения отреставрировать особняк в точном соответствии с оригиналом. Я хотел воссоздать лишь дух, присущий той эпохе»
«Версаль был оформлен на века, — говорит Молино. — Но там все было не совсем так, как нам преподносят в музеях, — строгости и железного порядка не было и в помине. Работая над своим домом, я хотел создать нечто в этом духе: особое мировоззрение, интерьер с человеческим лицом». А если иногда оно оказывается мордочкой мартышки — ничего страшного, ирония — отличное украшение интерьера!
«Надо было раскрыть многовековые наслоения краски, сохранив магию четырехсотлетнего дома»