Судите сами: став хозяевами крестьянского дома XVI века, наши герои приложили массу усилий к тому, чтобы жилище, полностью обновившись изнутри, снаружи выглядело так, будто на его порог уже лет 200 не ступала нога маляра и столяра.
Большинство альпийских курортов с окончанием лыжного сезона погружается в глубокую спячку — только не зимнюю, а летнюю. Светская жизнь замирает, отели пустеют, подъемники останавливаются… Городок Гштаад в швейцарских Альпах — исключение из общего правила. Жизнь здесь не замедляет темпа даже с приходом весны. Круглый год в городе происходят события, привлекающие самую разную публику. То музыкальный фестиваль Иегуди Менухина, то чемпионат по теннису, то неделя воздушных шаров, то кубок по поло... При этом Гштаад умудрился не превратиться в ярмарку тщеславия вроде Куршевеля и Санкт-Морица.
В двух шагах от фешенебельных отелей стоят крестьянские дома, обитатели которых, как и их предки сотни лет назад, пасут коров на альпийских лугах и зарабатывают себе на жизнь, продавая молоко и домашний сыр.
Многие завсегдатаи курорта, в том числе кинозвезды калибра Роджера Мура, приезжают сюда просто ради тишины, покоя и возможности немного пожить нормальной жизнью. К их числу относятся Магдалена и Беат Штубер. Пять лет назад они провели отпуск в местном отеле Gstaad Palace и с тех пор мечтали обзавестись здесь собственным домом. То, что у них уже была квартира в гламурном Санкт-Морице, значения не имело. Гштаад обещал нечто совершенно иное.
Нагревшись на солнце, деревянные балки начинают поскрипывать: кажется, что дом просыпается и потягивается»
Сказано-сделано
Найти шале своей мечты Штуберам помог местный знакомый: «У моей соседки недавно умер муж. Одной ей будет трудно управляться с хозяйством. Возможно, она захочет продать дом». Вскоре все трое стояли у ворот крестьянского дома XVI века. «От его почерневших стен исходило такое тепло, а окрестные луга, где мирно паслись коровы, так манили к себе, что нам захотелось купить этот дом немедленно», — вспоминает Беат Штубер.
Местный закон требовал: здание ни дня не должно стоять без крыши. Чтобы заменить прогнившие бревна, пришлось разобрать и заново собрать сначала одну половину дома, потом вторую»
О сделке договорились сразу, по горячим следам. Новые хозяева стали искать архитектора из местных, который отважился бы привести в чувство рассыпавшуюся на глазах постройку. И такой человек нашелся. За годы своей карьеры Штефан Ягги уже не раз доказал, что умеет решать сложнейшие задачи деревянного строительства (а на том или другом этапе все они — сложнейшие).
Разрешение на реконструкцию удалось получить с большим трудом, поскольку дом находился на земле, предназначенной для сельского хозяйства. Стройка продолжалась два года. Новые хозяева из принципа привлекали к работе только местных ремесленников и использовали только традиционные материалы. На бревна пошел старый амбар для зерна, камни взяли с ближайшей каменоломни, черепицу собирали с домов, идущих на слом.
Местный закон об охране памятников старины требовал, чтобы строение ни одного дня не стояло без крыши. «Поэтому, чтобы заменить прогнившие деревянные элементы, пришлось, пронумеровав каждый брус, разобрать и собрать заново сперва одну половину дома (подведя под крышу опоры), потом вторую», — вспоминает архитектор. Крышу он предложил покрыть не железом, а привычной для этих мест дранкой.
Штефан проявил максимум уважения к архитектуре дома: снаружи здание сейчас выглядит практически так же, как до реконструкции. «Мы сохранили старую оболочку, но наполнили ее новым содержанием», — говорит архитектор.
В усадьбе все осталось по-прежнему: только в гараже вместо трактора и косилки теперь стоит aston martin последней модели»
Заботу о содержании взяла на себя Магдалена — она определяла планировку и атмо-сферу дома. «Я ограничилась только натуральными материалами, типичными для крестьянского дома в регионе Бернер Оберланд. Мне хотелось, чтобы в доме было так же уютно, как раньше, но при этом интерьер стал чуть современнее и роскошнее».
Работой местных мастеров она осталась довольна. «Они оказались очень душевными и профессиональными ребятами и с пониманием относились к моим капризам». После завершения стройки она пригласила всех рабочих на новоселье.
Повесть о настоящем человеке
Штефан и Магдалена провели в шале полную перепланировку, но благодаря использованию аутентичных материалов им удалось сохранить атмосферу старины. Внизу, там, где при прежних хозяевах располагался хлев для четырех коров и нескольких свиней, сегодня находятся винный погреб, постирочная и котельная. Из погреба можно выйти прямо на альпийский луг. На первом этаже — две спальни с отдельными ванными и гардеробными и уютная деревенская гостиная с изразцовой печью, вечером здесь приятно посидеть с книгой.
Из спальни хозяев открывается вид на весь Гштаад. «Когда солнце согревает южный фасад, слышно, как тихо поскрипывают деревянные балки, как будто дом просыпается и потягивается!» — рассказывает Магдалена.
Самые радикальные перемены произошли на втором этаже. Штефан сломал все перегородки между сеновалом, кухней и маленькими комнатушками, где жила крестьянская семья, превратив весь этаж в одно помещение, объединяющее в себе кухню, столовую и гостиную с камином. За переоборудованным в гараж сараем пасутся соседские коровы.
«Фермеры часто приносят нам молоко и сыр, помогают косить траву и разгребать снег. Мы все делаем сообща, как в настоящей деревне», — радуется Магдалена. «Здесь ощущаешь связь с землей и природой, чувствуешь себя настоящим человеком, — вторит ей Беат. — Мы потратили уйму времени и сил на то, чтобы отреставрировать этот дом, — и ни разу об этом не пожалели. Результат того стоил!».