Винсент ван Дуйсен перестроил здание бывшей фермы. В процессе реконструкции архитектор остеклил фрагменты наружных стен и врезал в кровлю дополнительные слуховые окна* для освещения спален.
Винсент ван Дуйсен перестроил здание бывшей фермы. В процессе реконструкции архитектор остеклил фрагменты наружных стен и врезал в кровлю дополнительные слуховые окна* для освещения спален.
Фото
Хуан Родригес, Дидье Дельма (Juan Rodriguez, Didier Delmas)

Простота линий, сдержанность, умеренность, традиционные материалы, современное прочтение. Именно эти принципы легли в основу проекта известного архитектора-минималиста Винсента ван Дуйсена, которому семья с двумя детьми поручила превратить старую ферму в жилище. «Перед моими глазами предстал типичный для Западной Фландрии комплекс сельских сооружений, состоящий из жилого дома, двух больших сеновалов и трех маленьких пристроек, — вспоминает Винсент. — С точки зрения архитектуры здания не представляли собой ничего особенного. Они были лишены какой-либо индивидуальности и черт времени, но при этом идеально вписывались в ландшафт. Постройки выглядели как естественное продолжение сурового пейзажа с плоскими зелеными просторами». Архитектор сохранил внешний объем зданий, наполнив их новой функцией и полностью изменив интерьеры.

Винсент ван Дуйсен
Фото
Хуан Родригес, Дидье Дельма (Juan Rodriguez, Didier Delmas)
Обеденный зал. Пол из дубовых досок прекрасно сочетается с ковром из растительных волокон. Внизу Винсент ван Дуйсен.
Обеденный зал. Пол из дубовых досок прекрасно сочетается с ковром из растительных волокон. Внизу Винсент ван Дуйсен.
Фото
Хуан Родригес, Дидье Дельма (Juan Rodriguez, Didier Delmas)

«Я хотел придать новое звучание традиционной сельской архитектуре и создать жилище, полное многозначных контрастов, вписанное в традицию и в то же время выходящее за ее рамки», — заявляет он. Контрасты, о которых говорит ван Дуйсен, не бросаются в глаза. Их подмечаешь постепенно. Фасады из кирпича, покрытого толстым слоем глины, как принято в здешних краях, венчает двускатная крыша — традиция в чистом виде. Однако при более пристальном изучении выделяешь черты современности. В крыше проделаны слуховые окна. Большие фрагменты наружных стен заменены панорамным остеклением, благодаря чему дом просматривается насквозь, обретая еще более тесную связь с природой. Красный тон черепицы усиливают ярко-красные входные двери. Эти «прямоугольники чистого цвета», как называет их архитектор, окрашены в оттенок бычьей крови, который местные фермеры традиционно использовали для оформления дверей и ставень.

Кухня. Вертикальный объем помещения подчеркивает светильник в виде гигантской черной скобки, висящей над кухонным «островом». Мебель сделана на заказ.
Кухня. Вертикальный объем помещения подчеркивает светильник в виде гигантской черной скобки, висящей над кухонным «островом». Мебель сделана на заказ.
Фото
Хуан Родригес, Дидье Дельма (Juan Rodriguez, Didier Delmas)
Гостиная с панорамными окнами, возникшими на месте глухой стены, выходит во двор. Стена обшита деревянными панелями с дверцами, за которыми скрываются шкафы и дымоход встроенного камина. В глубине слева — проход на кухню.
Гостиная с панорамными окнами, возникшими на месте глухой стены, выходит во двор. Стена обшита деревянными панелями с дверцами, за которыми скрываются шкафы и дымоход встроенного камина. В глубине слева — проход на кухню.
Фото
Хуан Родригес, Дидье Дельма (Juan Rodriguez, Didier Delmas)

В результате реконструкции хозяйственные постройки превратились в полноценный жилой дом. В основном здании на первом этаже расположились прихожая, гостиная и кухня. На втором этаже — спальни. Бывшие зернохранилища, стоящие по бокам от главного дома и замыкающие контур двора, теперь занимает бассейн, пространство для праздников, гараж, служебное помещение. Мощная кирпичная кладка напоминает о прошлом, при этом зонирование и обстановка комнат очень современны. «Большие остекленные проемы создают возможность диалога, изменчивой и увлекательной игры с перспективой», — говорит архитектор. Лаконичная встроенная мебель с фасадами из широких дубовых досок выполнена на заказ. Ван Дуйсен намеренно избегает лишних деталей: дверцы шкафов делает преимущественно гладкими, а для освещения использует голые лампочки без плафонов и абажуров. Над кухонным «островом», желая подчеркнуть высоту помещения, он расположил светильник в виде гигантской скобки.

В двусветном помещении рядом с кухней возникла зона для релаксации.
В двусветном помещении рядом с кухней возникла зона для релаксации.
Фото
Хуан Родригес, Дидье Дельма (Juan Rodriguez, Didier Delmas)
Бассейн оборудован в бывшем зернохранилище слева от дома. Рядом расположено пространство для проведения праздников.
Бассейн оборудован в бывшем зернохранилище слева от дома. Рядом расположено пространство для проведения праздников.
Фото
Хуан Родригес, Дидье Дельма (Juan Rodriguez, Didier Delmas)

Полы выложены деревом или состаренным базальтом и дополнены коврами из растительных волокон. Предметы обстановки отличаются чистыми простыми линиями — вне моды и времени, но благодаря отделке из дерева, глины, кожи и камня они очень приятны на ощупь. Натуральные материалы — это еще один важный принцип в работе архитектора. «Они придают интерьеру теплоты, включают его в контекст многовековой истории, в которой человек и природа призваны жить в неразрывной связке», — уверен Винсент ван Дуйсен.

Прихожая представляет собой застек-ленный атриум. Панорамные окна можно закрыть деревянными жалюзи.
Прихожая представляет собой застек-ленный атриум. Панорамные окна можно закрыть деревянными жалюзи.
Фото
Хуан Родригес, Дидье Дельма (Juan Rodriguez, Didier Delmas)