«Каких-то четыре-пять часов по трассе, примерно 400 км, и мы на месте! Зато будет время полюбоваться пейзажами, а они здесь просто чудо», — проинструктировал нас водитель в самом начале путешествия. Вместе со съемочной группой мы отправились в город Плес на дачу к декоратору Илье Сологубовскому, пригласившему нас к себе в гости на выходные.
Через Плес не проходит железная дорога. Для туриста это, конечно, неудобство — добраться до города можно только на экскурсионном теплоходе по Волге или на автомобиле. Волга на этом участке сужается и образует длинный прямой участок — плес, откуда и появилось название. Прежде город был важным портом на Волге.
Однако в 1879 году, из-за строительства железной дороги Иваново – Кинешма, Плес перестал быть важным торговым центром и со временем превратился в крошечный провинциальный городок, привлекающий в основном художников и любителей природы. Первая ассоциация с Плесом — это, конечно, Левитан.
Однако у местных жителей свое мнение: «Плес прославил Левитана». Так или иначе, здесь художник написал свои самые известные картины — «После дождя», «Вечер. Золотой Плес», «Тихая обитель», «Над вечным покоем». Многие работы можно увидеть в местном музее — это старый дом купца Солодовникова, где художник останавливался вместе со своей ученицей и возлюбленной Софьей Кувшинниковой.
«Сюда хочется приезжать вновь и вновь, — рассказывает Илья. — Самый насыщенный в Плесе сезон — лето. В городе проходят два фестиваля классической музыки, международный кинофестиваль, веломарафон. Интересно, что культурное возрождение города как раз совпало с тем периодом, когда мы строили дом».
В 2009 году Илья купил участок площадью шесть соток в стороне от центра города за Пустынным оврагом. (В самом центре строительство ограничено — таким образом местным властям удалось сохранить историческую часть Плеса.) «Посмотрите: прямо внизу под нашим домом просматривается прямой широкий участок реки — это и есть тот самый волжский плес. А на взгорье — заповедный Зобовский хвойный лес, — рассказывает хозяин, угощая нас печеньем по любимому рецепту Левитана из местной кондитерской. — Через овраг — скромная Преображенская церковь, я вижу ее из окна спальни».
Старый бревенчатый дом 1950- х годов, который стоял на месте нынешнего, Илья не застал. К его приезду участок был полностью расчищен. Проект своей дачи хозяин разработал самостоятельно. «Дом двухэтажный, рассчитанный на нашу большую семью с двуми подрастающими детьми, — рассказывает Илья. — Кто знаком с русской провинцией, представляет себе специфику национального малоэтажного строительства.
Если коротко, мы работали сезонными циклами: только летом. Зимой мороз минус 30 градусов бывает здесь довольно часто. Помню, как отмечали тут первый Новый год. Из половых досок сложили топчаны, накрыли их пледами. Смастерили верстаки для импровизированной кухни». Современный по архитектуре дом стоит на традиционном каменном подклете первого этажа.
Там расположены детские спальни с выходом на отдельную террасу, обращенную в сад. Все остальные помещения находятся на втором этаже, построенном из лиственницы. Жилая площадь 200 кв. м. «По местным меркам это по-барски! — говорит Илья. — Вписать дом большей площади в такой маленький участок едва ли возможно.
Кстати, нам еще удалось сохранить старый сад и сделать пруд на месте фундамента бывшего дома». У каждого члена семьи — отдельная спальня с собственной ванной, а из гостиной на втором этаже можно выйти на широкий балкон с видом на Волгу. Интерьер складывался стихийно, как это часто бывает на даче. Из мебели в комнатах сначала стояли только кровати. «Я привез сюда всё скопившееся на нашем рабочем cкладе в компании French Touch: текстильные абажуры, лампы, зеркала, — вспоминает Илья. — Так все и осталось на своих местах. Постепенно я дополнял интерьер, добавлял какие-то штрихи, дорисовывал, как картину.
Палитра построена на природных оттенках, гармонирующих с пейзажем за окном, это спокойные, комфортные для глаза цвета». Пока мы беседовали, на заднем плане в гостиной все время курсировала какая-то тень. «Это Финдус, — уточнил Илья. — На стройке родились котята, одного тут оставили рабочие. Теперь он явно ощущает себя хозяином: у него есть даже собственная специальная дверь-лаз». В гостиной Илья сделал сразу несколько разных по размеру окон: два больших, панорамных, с южной стороны — узкие горизонтальные, чтобы ловить дневной свет, ведь дом стоит под горой. «Общая площадь остекления — 70 кв. м. Уверен, что в радиусе 100 км ничего подобного нет! — говорит Илья. — Мне хотелось видеть из окон живые, динамичные картины. Это для меня самое дорогое. Дом — мой личный пункт наблюдения за любимым Плесом. Ведь только любовь помогает преодолевать любые расстояния».