Стены столовой украшены панно из набивного хлопка с рисунком «под малахит», разработанным Тони Дюкеттом. Индийскую резную консоль черного дерева декоратор выкрасил в белый цвет.
Стены столовой украшены панно из набивного хлопка с рисунком «под малахит», разработанным Тони Дюкеттом. Индийскую резную консоль черного дерева декоратор выкрасил в белый цвет.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Cамый знаменитый дизайнер Голливуда Тони Дюкетт (Tony Duquette, 1914 — 1999) любил сравнивать себя с мифической птицей Феникс. Огонь словно преследовал его: пожар погубил одну из самых знаменитых его работ — выставочный павильон Св. Франциска в Сан-Франциско, а несколькими годами позже — его собственное поместье в Малибу. Но, подобно сказочной птице, Дюкетт раз за разом возрождался из пепла — каждый следующий его проект становился все ярче и театральнее. Его собственная резиденция «Даунридж» в Беверли-Хиллз тоже не избежала огня, но пожар, выражаясь словами классика, «способствовал ей много к украшенью».

Гостиная в доме Тони и Элизабет Дюкетт. Над входной дверью — коллаж Тони Дюкетта «Одеяние жрицы». Ширмы и скульптура феникса — тоже его работа. Слева от двери на мольберте — картина Элизабет Дюкетт. На полу ковер XIX века.
Гостиная в доме Тони и Элизабет Дюкетт. Над входной дверью — коллаж Тони Дюкетта «Одеяние жрицы». Ширмы и скульптура феникса — тоже его работа. Слева от двери на мольберте — картина Элизабет Дюкетт. На полу ковер XIX века.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Огонь словно преследовал декоратора: пожар погубил два его лучших проекта. Вилла не избежала этой участи, но как Феникс, возродилась вновь

Холл. Дверь, на которой изображена женская фигура, ведет в туалет. Автор росписи — Элизабет ­Дюкетт. Дверной портал изготовлен в Италии в XIX веке. Консольный столик из оленьих рогов — работа Тони ­Дюкетта.
Холл. Дверь, на которой изображена женская фигура, ведет в туалет. Автор росписи — Элизабет ­Дюкетт. Дверной портал изготовлен в Италии в XIX веке. Консольный столик из оленьих рогов — работа Тони ­Дюкетта.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Тони Дюкетт был сценографом, декоратором и просто баловнем судьбы. Несколько поколений американских дизайнеров считают его своим учителем: карьера Дюкетта длилась более полувека. Одной из первых его поклонниц была легендарная Элси де Вольф (Elsie Anderson de Wolfe) — актриса, светская львица и декоратор. Ей приписывали честь создания этой профессии (до начала XX века оформлением интерьеров в Америке занимались обойщики и архитекторы).

В 1940-х годах Дюкетт активно работал в кино и театре, создавая декорации и костюмы. Когда он женился на художнице Элизабет Джонстон, подружкой невесты стала Мэри Пикфорд, а среди гостей были такие звезды, как Фред Астер, Грета Гарбо и Глория Свенсон. В 1951 году в Лувре прошла его персональная выставка. Клиентками Дюкетта были Элизабет Арден и нефтяной магнат Джон Пол Гетти.

Гостиная. Люстра из муранского стекла и столик-скульптура со стеклянной крышкой сделаны по эскизу хозяина. Панели, украшенные раковинами, — часть искусственного грота, построенного Дюкеттом для одной вечеринки.
Гостиная. Люстра из муранского стекла и столик-скульптура со стеклянной крышкой сделаны по эскизу хозяина. Панели, украшенные раковинами, — часть искусственного грота, построенного Дюкеттом для одной вечеринки.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

В 37 лет Тони Дюкетт удостоился персональной выставки в Лувре — неслыханный успех для американского декоратора

Комод в столовой, сделанный по эскизу Дюкетта, фигурировал в нескольких фильмах, в том числе в мюзикле «Моя прекрасная леди».
Комод в столовой, сделанный по эскизу Дюкетта, фигурировал в нескольких фильмах, в том числе в мюзикле «Моя прекрасная леди».
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Собственный дом Дюкетта в Беверли-Хиллз стал его манифестом. Жилище, спроектированное архитектором Кас­пером Эмке (Casper Ehmcke), казалось гостям просторным — но это был очередной оптический обман. На самом деле площадь дома всего 83 кв. метра. Благодаря зеркалам на стенах и потолках комнаты выглядели больше, чем на самом деле. Места для столовой не было в принципе, и Дюкетт, вспомнив о ней в последний момент, приспособил под нее… гараж!

Самокритичный декоратор сравнивал себя не только с фениксом, но и с менее гламурными представителями мира пернатых. «Словно обезумевшая сорока, я всю жизнь копил красивые вещи, уродливые вещи, диковинные вещи — от оленьих рогов до тайских статуэток из позолоченного дерева, заполняя ими бесчисленные коробки, корзины и… дома», — вспоминал он на склоне лет.

Столовую Дюкетт разместил в пристройке к дому, изначально служившей гаражом. Комната обставлена с восточной пышностью: декоратор активно использовал для ее украшения экзотические артефакты.
Столовую Дюкетт разместил в пристройке к дому, изначально служившей гаражом. Комната обставлена с восточной пышностью: декоратор активно использовал для ее украшения экзотические артефакты.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Дюкетт не признавал границ между реальностью и иллюзией. Интерьеры для кино и жизни он создавал по одним и тем же принципам

Столовая. Чтобы визуально «приподнять» низкий потолок бывшего гаража, декоратор облицевал его зеркальными панелями. Мебель — из коллекции Дюкетта.
Столовая. Чтобы визуально «приподнять» низкий потолок бывшего гаража, декоратор облицевал его зеркальными панелями. Мебель — из коллекции Дюкетта.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Голливудский фантазер не признавал границ между реальностью и иллюзией. Интерьеры для кино и для жизни он создавал по одним и тем же принципам. Бесценный антиквариат соседствовал в доме с объектами, сделанными им самим: иной раз это были результаты вдохновенного экспромта, собранные из материалов, подвернувшихся под руку, а иной раз — «наследство» прошлых проектов, с которым хозяину было жаль расстаться.

Элизабет, разделявшая пристрастие супруга к театральности, украсила двери дома росписями — вольными подражаниями рокайльным фривольностям XVIII столетия. Гордостью пары был сад с экзотическими растениями, беседками и террасами. Дюкетт с женой прожили в Беверли-Хиллз всего год, а потом были новые переезды и новые дома, которые им опять приходилось обустраивать под себя.

Изумрудно-черный секретер в гостиной — один из первых предметов, изготовленных по эскизам Тони Дюкетта. Заказчицей была Элси де Вольф. По ее завещанию все вещи, созданные для нее Дюкеттом, после ее смерти вернулись к автору.
Изумрудно-черный секретер в гостиной — один из первых предметов, изготовленных по эскизам Тони Дюкетта. Заказчицей была Элси де Вольф. По ее завещанию все вещи, созданные для нее Дюкеттом, после ее смерти вернулись к автору.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Тем временем в доме сменилась целая череда «звездных» жильцов, включая Марлона Брандо и Дза Дза Габор. Двадцать лет спустя в жилище опять въехали Дюкетты. После смерти хозяина в 1999 году дом приобрел его бизнес-партнер Хаттон Уилкинсон (Hutton Wilkinson). Он приложил все усилия, для того чтобы сохранить интерьер таким, каким он был при жизни хозяев. Великолепная иллюзия пережила своего создателя. Чем не хеппи-энд?

Лестничный холл. Над дверью с резным порталом — ­скульптура Тони Дюкетта «Солнце». В глубине — дверь, расписанная Элизабет Дюкетт.
Лестничный холл. Над дверью с резным порталом — ­скульптура Тони Дюкетта «Солнце». В глубине — дверь, расписанная Элизабет Дюкетт.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

«Словно сумасшедшая сорока, я всю жизнь копил красивые вещи, наполняя ими коробки и… дома»

Окна столовой выходят в роскошный сад, украшенный скульптурами Дюкетта и многочисленными павильонами.
Окна столовой выходят в роскошный сад, украшенный скульптурами Дюкетта и многочисленными павильонами.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)