Cамый знаменитый дизайнер Голливуда Тони Дюкетт (Tony Duquette, 1914 — 1999) любил сравнивать себя с мифической птицей Феникс. Огонь словно преследовал его: пожар погубил одну из самых знаменитых его работ — выставочный павильон Св. Франциска в Сан-Франциско, а несколькими годами позже — его собственное поместье в Малибу. Но, подобно сказочной птице, Дюкетт раз за разом возрождался из пепла — каждый следующий его проект становился все ярче и театральнее. Его собственная резиденция «Даунридж» в Беверли-Хиллз тоже не избежала огня, но пожар, выражаясь словами классика, «способствовал ей много к украшенью».
Огонь словно преследовал декоратора: пожар погубил два его лучших проекта. Вилла не избежала этой участи, но как Феникс, возродилась вновь
Тони Дюкетт был сценографом, декоратором и просто баловнем судьбы. Несколько поколений американских дизайнеров считают его своим учителем: карьера Дюкетта длилась более полувека. Одной из первых его поклонниц была легендарная Элси де Вольф (Elsie Anderson de Wolfe) — актриса, светская львица и декоратор. Ей приписывали честь создания этой профессии (до начала XX века оформлением интерьеров в Америке занимались обойщики и архитекторы).
В 1940-х годах Дюкетт активно работал в кино и театре, создавая декорации и костюмы. Когда он женился на художнице Элизабет Джонстон, подружкой невесты стала Мэри Пикфорд, а среди гостей были такие звезды, как Фред Астер, Грета Гарбо и Глория Свенсон. В 1951 году в Лувре прошла его персональная выставка. Клиентками Дюкетта были Элизабет Арден и нефтяной магнат Джон Пол Гетти.
В 37 лет Тони Дюкетт удостоился персональной выставки в Лувре — неслыханный успех для американского декоратора
Собственный дом Дюкетта в Беверли-Хиллз стал его манифестом. Жилище, спроектированное архитектором Каспером Эмке (Casper Ehmcke), казалось гостям просторным — но это был очередной оптический обман. На самом деле площадь дома всего 83 кв. метра. Благодаря зеркалам на стенах и потолках комнаты выглядели больше, чем на самом деле. Места для столовой не было в принципе, и Дюкетт, вспомнив о ней в последний момент, приспособил под нее… гараж!
Самокритичный декоратор сравнивал себя не только с фениксом, но и с менее гламурными представителями мира пернатых. «Словно обезумевшая сорока, я всю жизнь копил красивые вещи, уродливые вещи, диковинные вещи — от оленьих рогов до тайских статуэток из позолоченного дерева, заполняя ими бесчисленные коробки, корзины и… дома», — вспоминал он на склоне лет.
Дюкетт не признавал границ между реальностью и иллюзией. Интерьеры для кино и жизни он создавал по одним и тем же принципам
Голливудский фантазер не признавал границ между реальностью и иллюзией. Интерьеры для кино и для жизни он создавал по одним и тем же принципам. Бесценный антиквариат соседствовал в доме с объектами, сделанными им самим: иной раз это были результаты вдохновенного экспромта, собранные из материалов, подвернувшихся под руку, а иной раз — «наследство» прошлых проектов, с которым хозяину было жаль расстаться.
Элизабет, разделявшая пристрастие супруга к театральности, украсила двери дома росписями — вольными подражаниями рокайльным фривольностям XVIII столетия. Гордостью пары был сад с экзотическими растениями, беседками и террасами. Дюкетт с женой прожили в Беверли-Хиллз всего год, а потом были новые переезды и новые дома, которые им опять приходилось обустраивать под себя.
Тем временем в доме сменилась целая череда «звездных» жильцов, включая Марлона Брандо и Дза Дза Габор. Двадцать лет спустя в жилище опять въехали Дюкетты. После смерти хозяина в 1999 году дом приобрел его бизнес-партнер Хаттон Уилкинсон (Hutton Wilkinson). Он приложил все усилия, для того чтобы сохранить интерьер таким, каким он был при жизни хозяев. Великолепная иллюзия пережила своего создателя. Чем не хеппи-энд?
«Словно сумасшедшая сорока, я всю жизнь копил красивые вещи, наполняя ими коробки и… дома»