Кажется, этот дом простоял здесь несколько веков. На самом деле все в нем, вплоть до малейших деталей, придумал Робер Кутюрье. «Внешность обманчива, мой дом современный. Его нарисовали мы с Джефри (Джефри Морган, историк архитектуры, партнер Робера Кутюрье и его соавтор по многим проектам).
Это случилось одним дождливым вечером восемнадцать лет назад. Потом началось строительство и работа по созданию парка», — говорит Робер. Самый американский из французских дизайнеров — и самый французский из американцев — выбрал местом для своего дома штат Коннектикут.
Вернее, его весьма элегантный округ Личфилд. Обладая умением сочетать безупречность европейского стиля с самыми смелыми творениями современных художников, Кутюрье создал жилище во славу французского декоративного искусства XVIII века.
«Отчасти здесь воплотились воспоминания о парижском доме моей бабушки, — говорит он. — Он давал невероятное чувство защищенности от внешнего мира и полной самодостаточности. Я хотел создать нечто подобное».
Дом представляет собой группу павильонов, которые утопают в зелени парка. Внутренняя планировка отражает традиции французских загородных домов: вестибюль, небольшие гостиные, залитая светом веранда, парадный зал для приемов, огромная столовая, две кухни, спальни, расположенные в разных углах здания.
И во всем — атмосфера рафинированной элегантности. «Кому-то такая обстановка покажется жестко формализованной, но мне здесь хорошо. Я глубоко убежден в том, что дом должен быть отражением хозяина, а не витриной для публики», — говорит Робер.
Его гостиная достойна блистательного XVIII века: высокие потолки, огромные окна и роскошная мебель в стиле Людовика XV, которую уравновешивают низкие столики Жан-Мишеля Франка 1940-х годов.
Столовая со шторами, вышитыми Лесажем, итальянскими стульями XVII века и картинами, достойными лучших музеев, являет сходство с залами принадлежавшего Шарлю де Бестеги замка Груссе, где подолгу гостил Робер Кутюрье.
«Вы неизбежно носите в памяти образы комнат, которые вам когда-то нравились, и они бессознательно проявляются в том, что вы создаете, — говорит дизайнер. — В декоративном плане этот дом отличен от моих обычных работ, он словно стоит особняком и выражает меня самого.
Но мне надо постоянно следить за тем, чтобы не слишком далеко уходить в этом направлении, и помнить, что я — часть своего времени и нужно смотреть в будущее». Поэтому интерьер не выглядит застывшим, пыльным хранилищем старомодного жизненного уклада.
Перед нами живой дом, чье убранство постоянно меняется, где вольготно чувствуют себя гости и пять собачек породы ши-тцу: в их распоряжении для игр все комнаты и шесть гектаров прилегающих угодий.