Дома звезд: в гостях у дизайнера Винсента ван Дуйсена

Дизайнера Винсента ван Дуйсена (Vincent Van Duysen) считают минималистом все, кроме него самого. «Я не люблю минимализм, — повторяет он как заклинание в каждом интервью. — Это лишь модное поветрие, за ним нет настоящей простоты». В неброском и сдержанном на первый взгляд интерьере его собственного дома переплелись противоположности. Роскошь и аскетизм, модернизм и экзотика, протестантская строгость и итальянская изысканность… Простота творений знаменитого бельгийца всегда обманчива. И тому есть причины.

Дома звезд: в гостях у дизайнера Винсента ван Дуйсена
Фото
@vincentvanduysen
Дома звезд
Гостиная. При прежних хозяевах эта просторная комната была разгорожена на множество тесных конторских помещений. Песочный оттенок стен подобран к цвету светлого деревянного пола. Диван — от бельгийского декоратора Акселя Вервордта. На стене — работа японского художника Тадаси Каваматы, перед ней — деревянная скульптура из Центральной Африки.
Фото
Маноло Иллера (Manolo Yllera)/Photofoyer

«Моя цель — добиться диалога между мебелью и пространством, в котором она живет»

Дома звезд
Лестничный холл примыкает к гостиной. Парадная лестница — единственная деталь первоначального интерьера, которую ван Дуйсен решил сохранить. Он лишь перекрасил дубовые ступени в белый цвет. Стол изготовлен по эскизам ван Дуйсена.
Фото
Маноло Иллера (Manolo Yllera)/Photofoyer

Будущий архитектор и дизайнер родился в очень консервативной семье, учился в закрытом аристократическом пансионе и всерьез готовился к карьере адвоката. Однако страсть к творчеству взяла верх. Отучившись в архитектурном институте в Генте, он перебрался в Милан, где работал помощником знаменитого Альдо Чибика (Aldo Cibic) в бюро еще более знаменитого Этторе Соттсасса (Ettore Sottsass).

Дома звезд
Внутренний двор дома летом служит столовой под открытым небом.
Фото
Маноло Иллера (Manolo Yllera)/Photofoyer

В 1990 году, всего через пять лет после получения диплома, ван Дуйсен основал собственную фирму. Получив заказ, он предпочитал выполнять его «от и до», лично проектируя и здание, и мебель, и светильники, и вскоре всерьез занялся дизайном мебели. (Сегодня в числе его заказчиков — крупнейшие мировые бренды.)

Дома звезд
Фрагмент гостиной. На полу — черно-белый иранский ковер. Кресла в кожаной обивке от Акселя Вервордта. Журнальные столики марки Bellini — винтаж, 1970-е годы. Рядом с креслом торшер Daphne от Lumina.
Фото
Маноло Иллера (Manolo Yllera)/Photofoyer

«Единственная роскошь, которую я себе позволил, — это произведения искусства»

Дома звезд
Главный предмет на аскетично оформленной кухне — плита La Cornue. Круглый стол сделан на заказ, стулья привезены из Китая.
Фото
Маноло Иллера (Manolo Yllera)/Photofoyer

Но сам он признает, что больше любит придумывать объекты, предназначенные не для конвейера, а для конкретного дома или квартиры. «Я добиваюсь диалога между мебелью и архитектурным пространством, в котором она живет. Я не пытаюсь создавать модную мебель или мебель, которая говорит сама за себя, не думаю о модных тенденциях. Поэтому мои работы не устаревают — они находятся вне времени».

Дома звезд: в гостях у дизайнера Винсента ван Дуйсена
Фото
@vincentvanduysen

Атмосфера его собственного жилища во многом задана архитектурой здания. Ван Дуйсен живет в доме 1870-х годов — по иронии судьбы здесь когда-то располагалась резиденция нотариуса. «Мой собственный стиль совершенно другой — ясный, четкий, современный, но тем не менее дом мне понравился, — рассказывает ван Дуйсен. — Это не типичная бельгийская постройка — узкая и длинная, а скорее изящная французская. Но от первоначального интерьера сохранилась лишь центральная лестница. А на месте нынешней гостиной была чуть ли не сотня нелепых контор-клетушек». Планировка традиционна: на первом этаже расположена общественная зона — кухня, гостиная, холл, а на втором — спальни.

Дома звезд
Гостевая комната. Стул, дизайн Карло Коломбо. В углу светильник-скульптура Фрэнка Клайда Рейда.
Фото
Маноло Иллера (Manolo Yllera)/Photofoyer
Дома звезд
Антик­варный комод в гостевой комнате — произведение классика голландского дизайна Геррита Ритвельда. Межкомнантные двери не имеют ­наличников и дверных коробок — ван Дуйсен считает их излишеством.
Фото
Маноло Иллера (Manolo Yllera)/Photofoyer

Над реконструкцией здания Винсент работал три года. Один ушел на проектирование, еще два — на саму стройку. Итог — интерьер, в котором главную роль играют не предметы, а воздух и свет. Солнечные лучи льются в комнаты из внутреннего дворика, проникают через французские окна, играют на белых стенах и полах из светлого дерева. Игра текстур завораживает ван Дуйсена. Он комбинирует пористый песчаник и гладкий мрамор, беленый дуб и светлый японский клен. «Мои объекты — строгие, с четкими линиями, но не холодные, потому что у них живая текстура», — говорит он.

Дома звезд
Встроенные стеллажи для книг в спальне спроектированы по эскизам хозяина. Выкрашенная в белый цвет, система хранения визуально сливается со стеной и не выглядит громоздкой.
Фото
Маноло Иллера (Manolo Yllera)/Photofoyer

«Мои объекты — правильные, с четкими линиями, но при этом теплые. Главное в них — живая текстура материала»

Дома звезд
Холл на первом этаже украшают арт-объекты из обширной коллекции ван Дуйсена.
Фото
Маноло Иллера (Manolo Yllera)/Photofoyer

В доме есть подлинные шедевры дизайна, такие как антикварный комод Геррита Ритвельда, однако все они ведут себя в интерьере подчеркнуто скромно и не стремятся выйти на первый план. «Единственная роскошь, которую я себе позволил, — это произведения искусства», — признается архитектор. Термин «искусство» он понимает широко. Для него арт-объекты — это и работа японца Каваматы, и африканская скульптура, и черно-белый ковер из Ирана. Чередование контрастных светлых и темных прямоугольников задает ритм пространству гостиной: прием простой — и в то же время изящ­ный. Впрочем, как и все, что делает ван Дуйсен.

Дома звезд
Все ванные комнаты в доме оформлены одинаково строго и лаконично. В таком окружении ванны из каррарского мрамора смотрятся особенно эффектно.
Фото
Маноло Иллера (Manolo Yllera)/Photofoyer