Найти этот дом в подмосковном поселке Тишково не составляет труда. «Вы его точно не пропустите. Представьте себе гигантскую корзину», — давал нам указания местный житель, высоко задрав голову. И правда, сплетенный из деревянных прутьев фасад заметно выделяется среди тесно прижавшихся друг к другу коттеджей начала 1990-х годов. «Этот дом был построен по типовому проекту, — рассказывает архитектор Алексей Козырь. — Бетонное здание представляло собой огромный цилиндр, врезанный в прямоугольный объем. Неправильный рисунок окон. По первоначальному плану там, вероятно, предполагалась еще и башенка. Но хозяев такой вид дома не устраивал, и они обратились к нам. Реконструкция заняла несколько лет».
Благодаря пристройке и дополнительному этажу площадь дома увеличилась на 200 кв. метров
Архитекторы кардинально изменили внешний облик здания, окружив его со всех сторон плетеными экранами. «Источником вдохновения для нас стали обычные деревенские плетни и работа художника Николая Полисского „Арт-базар“, показанная на фестивале „Арт-Клязьма“ в 2003 году, — рассказывает Алексей. — Это были десять конусов, сплетенных из березовых прутьев. Мы использовали не березу, а лиственницу, но принцип тот же. Кстати, угловые элементы гнули по-честному, вручную — в ведрах, в кипятке, как положено». С трех сторон экраны примыкают вплотную к фасаду, и лишь со стороны дороги «плетень» проходит в трех метрах от основного здания и играет роль забора.
Пространство между экраном и стеной дома — двор-колодец: через него гости и хозяева попадают в дом. «В случае, если бы „колодец“ получился слишком темным, мы бы просто вытащили часть планок, как из корзины, — говорит Алексей Козырь. — Но света оказалось достаточно».
С противоположной стороны архитекторы пристроили к дому двусветный объем, в котором расположилась гостиная с панорамным видом. Здесь любит собираться вся семья. Оставшиеся от первоначального проекта окна на втором этаже основного здания теперь выходят не на улицу, а в гостиную. «В этом помещении с высокими потолками хорошая акустика, — говорит Алексей Козырь. — Поэтому хозяева устраивают здесь концерты. Можно слушать музыку внизу, сидя в столовой на первом этаже, или наверху, распахнув окна спален. Вроде как партер и бельэтаж в театре!»
«Когда занимаешься реконструкцией, ты вынужден мириться с „соавтором“. Специально такой дом не нарисуешь»
Из спальни на третьем этаже можно выйти на крышу, оттуда открывается прекрасный вид на Пестовское водохранилище. Вторая открытая терраса обустроена на выступающей кровле помещения для хранения лодок: оно расположено в цокольном этаже, площадь которого больше, чем у первого. Попасть на нее можно из гостиной.
Мебели в комнатах почти нет: интерьер лаконичен, акцент сделан на архитектуру. «Восточная тема, близкая хозяевам, этому дому очень подошла, — говорит Алексей. — Она прочитывается и в мебели, большая часть которой привезена с Бали». Покидая дом, вновь попадаешь во двор, скрытый за плетеным экраном, отбрасывающим на землю причудливые тени. «В недрах нашего „биофасада“ поселились летучие мыши. Теперь можно с уверенностью сказать, что этот проект по-настоящему экологичный», — говорит Алексей Козырь.
На момент публикации дом получил две архитектурные премии — «Под крышей дома» и «Архновация».