проект мастерской Алексея Козыря
Вид на дом со стороны Пестовского водохранилища. Кирпичное здание утеплили, обив стены водостойкой фанерой, на которой на бетонном основании закрепили плетеный фасад из гнутых деревянных планок. На уровне цоколя — помещение для хранения лодок и катеров, крыша которого служит летней террасой.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Найти этот дом в подмосковном поселке Тишково не составляет труда. «Вы его точно не пропустите. Представьте себе гигантскую корзину», — давал нам указания местный житель, высоко задрав голову. И правда, сплетенный из деревянных прутьев фасад заметно выделяется среди тесно прижавшихся друг к другу коттеджей начала 1990-х годов. «Этот дом был построен по типовому проекту, — рассказывает архитектор Алексей Козырь. — Бетонное здание представляло собой огромный цилиндр, врезанный в прямоугольный объем. Неправильный рисунок окон. По первоначальному плану там, вероятно, предполагалась еще и башенка. Но хозяев такой вид дома не устраивал, и они обратились к нам. Реконструкция заняла несколько лет».

проект мастерской Алексея Козыря
Большая двусветная гостиная, объединенная со столовой и кухней. Стол и скамья привезены с Бали. Кресло, стулья, скамейки, ИKEA. Cветильники сделаны по эскизам архитекторов.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Благодаря пристройке и дополнительному этажу площадь дома увеличилась на 200 кв. метров

проект мастерской Алексея Козыря
Комната для занятий йогой. Интересное решение — бетонный потолок со следами опалубки. Чтобы не нарушать целостность поверхности, электропроводку не стали встраивать, а проложили прямо по потолку в трубках из нержавеющей стали. Потолочный светильник сделан по эскизам архитекторов. Пол выложен еловыми досками. Столик привезен из Индонезии. Шторы, галерея Arte Domo.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Архитекторы кардинально изменили внешний облик здания, окружив его со всех сторон плетеными экранами. «Источником вдохновения для нас стали обычные деревенские плетни и работа художника Николая Полисского „Арт-базар“, показанная на фестивале „Арт-Клязьма“ в 2003 году, — рассказывает Алексей. — Это были десять конусов, сплетенных из березовых прутьев. Мы использовали не березу, а лиственницу, но принцип тот же. Кстати, угловые элементы гнули по-честному, вручную — в ведрах, в кипятке, как положено». С трех сторон экраны примыкают вплотную к фасаду, и лишь со стороны дороги «плетень» проходит в трех метрах от основного здания и играет роль забора.

проект мастерской Алексея Козыря
Вид здания со стороны дороги. Плетеный экран фасадов расположен с отступом три метра от бетонной стены дома и выполняет функцию забора.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Пространство между экраном и стеной дома — двор-колодец: через него гости и хозяева попадают в дом. «В случае, если бы „колодец“ получился слишком темным, мы бы просто вытащили часть планок, как из корзины, — говорит Алексей Козырь. — Но света оказалось достаточно».

проект мастерской Алексея Козыря
Винтовая лестница соединяет все три этажа дома. Лестничное ограждение из металлических трубок — альтернатива традиционным перилам. Производство бетонных конструкций — Глеб Бакитько.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

С противоположной стороны архитекторы пристроили к дому двусветный объем, в котором расположилась гостиная с панорамным видом. Здесь любит собираться вся семья. Оставшиеся от первоначального проекта окна на втором этаже основного здания теперь выходят не на улицу, а в гостиную. «В этом помещении с высокими потолками хорошая акустика, — говорит Алексей Козырь. — Поэтому хозяева устраивают здесь концерты. Можно слушать музыку внизу, сидя в столовой на первом этаже, или наверху, распахнув окна спален. Вроде как партер и бельэтаж в театре!»

проект мастерской Алексея Козыря
Гостиная. Стены оштукатурены и покрашены разбавленной водоэмульсионной краской: благодаря едва уловимым переходам от более светлого к более темному оттенку серого поверхность не выглядит монотонно. Для пола в столовой использовали еловые доски, в гостиной — сланец. Мягкая мебель сделана на заказ. Журнальный столик и скамья привезены с Бали. Зеркало изготовлено на заказ. ­Шторы — студия Arte Domo.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

«Когда занимаешься реконструкцией, ты вынужден мириться с „соавтором“. Специально такой дом не нарисуешь»

проект мастерской Алексея Козыря
Ванная комната. Сантехника, Duravit. Пол и стены облицованы сланцем. Боковая стенка ванны декорирована переплетенными планками из лиственницы — под стать фасаду дома.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Из спальни на третьем этаже можно выйти на крышу, оттуда открывается прекрасный вид на Пестовское водохранилище. Вторая открытая терраса обустроена на выступающей кровле помещения для хранения лодок: оно расположено в цокольном этаже, площадь которого больше, чем у первого. Попасть на нее можно из гостиной.

проект мастерской Алексея Козыря
Спальня на втором этаже. Большое окно выходит в двусветную гостиную, расположенную в пристройке. Кресло, ИKEA. Шторы, студия Arte Domo.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)

Мебели в комнатах почти нет: интерьер лаконичен, акцент сделан на архитектуру. «Восточная тема, близкая хозяевам, этому дому очень подошла, — говорит Алексей. — Она прочитывается и в мебели, большая часть которой привезена с Бали». Покидая дом, вновь попадаешь во двор, скрытый за плетеным экраном, отбрасывающим на землю причудливые тени. «В недрах нашего „биофасада“ поселились летучие мыши. Теперь можно с уверенностью сказать, что этот проект по-настоящему экологичный», — говорит Алексей Козырь.

На момент публикации дом получил две архитектурные премии — «Под крышей дома» и «Архновация».

проект мастерской Алексея Козыря
Спальня на третьем этаже. Кровать сделана на заказ. Пол обшит еловыми досками. Потолочный светильник изготовлен по эскизам архитекторов. Шторы, студия Arte Domo.
Фото
Ричард Пауэрс (Richard Powers)