За величественными дворцами и парками Петергофа, в 15 минутах езды по живописной Старо-Петергофской дороге находится город Ораниенбаум. На его гербе изображено «померанцевое дерево» — так переводится с немецкого название города. В 1710 году «полудержавный властелин» Александр Меншиков, получив в дар от государя эти земли, стал застраивать свои владения и вскоре превратил их в излюбленное место пребывания царского двора.

Зал муз
Зал муз. Живописный декор принадлежит кисти Стефано Торелли. На плафоне изображены Венера и грации, на стенах и падуге — Аполлон с амурами и девять муз, олицетворяющих искусства.
Фото
Игорь Сычев

К этому времени относится происхождение легенды о названии Ораниенбаума, и связано оно с обнаруженными в заброшенной оранжерее бирками на деревьях, где значилось: Oranienbaum. С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Верхний парк был формально разделен на две части: одна для строительных затей Петра Федоровича, вторая — для Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны.

По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение»

Именно там и началась история Китайского дворца. Как вспоминала Екатерина II, «мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме. Я начала делать планы, как строить и сажать». С конца 1750-х годов на территории начинаются работы. По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение».

Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких
Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века.
Фото
Игорь Сычев

Для планировки парка был приглашен садовник Ламберти, а к проектированию дворца привлекли недавно прибывшего в Петербург итальянского архитектора Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi) — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. По свидетельству современников, «он заложил в лесу новый верхний сад… великой тяжести труд и рассчитанный на целые века», но отмечали, что «в награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах».

Голубая гостиная
Голубая гостиная. В 1863 году художник А. Бейдеман выполнил большие живописные панно для стен этого зала.
Фото
Игорь Сычев

Строительство дворца началось только в 1762 году с восшествием Екатерины на престол, однако уже в 1768 году она отпраздновала новоселье. Главное сооружение Собственной дачи — Китайский дворец, который первоначально назывался «Голландский домик», но имел несколько интерьеров, оформленных в стиле шинуазри.

Фрагмент Стеклярусного кабинета.
Фрагмент Стеклярусного кабинета.
Фото
Игорь Сычев

Свое нынешнее название он получил только в XIX веке, после разрушения Китайского домика в крепости Петерштадт. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом, и представляет собой изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой.

«Мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме»

Его фасады украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. Со стороны южного фасада находятся два прелестных садика с мраморной скульптурой и цветущими клумбами. Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: Парадную, протяженностью шестьдесят пять метров, и две жилые, короткие, расположенные к ней перпендикулярно. За два века, в связи со сменой владельцев, дворец претерпел ряд перестроек, был надстроен второй этаж. Вплоть до революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью герцогов Мекленбург-Стрелицких.

Передняя
Передняя. Реставрация живописного плафона.
Фото
Игорь Сычев

Чудом он не пострадал во время Великой Отечественной войны, и, несмотря на все перипетии, в нем сохранились интерьеры с уникальным декоративным убранством XVIII века. Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе». Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров.

Парадная анфилада
Парадная анфилада. Вид в сторону Зала муз. У окна Стеклярусного кабинета — стол с мозаичной поверхностью, напоминающий о бывшем названии этого помещения — «Мозаичный покой».
Фото
Игорь Сычев

Залы декорированы живописными панно, наборными паркетами, золоченой резьбой, вышивками и мебелью с инкрустацией натуральными цветными камнями. Изюминкой дворца является Стеклярусный кабинет, который в XVIII веке назывался Мозаичным покоем.

Стеклярусный кабинет
Стеклярусный кабинет. Зеркало в резной золоченой раме.
Фото
Игорь Сычев

Он имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола. Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом.

Фрагмент южного фасада
Фрагмент южного фасада. Собственный садик. Скульптура «Амур и Психея» — копия с античного оригинала из Капитолийского музея в Риме.
Фото
Игорь Сычев

Их двенадцать — десять на стенах и два десюдепорта. В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями — синелью — вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами — уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.

В 2011 году были открыты Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет, затем — Розовая гостиная и Гардеробная. К 250-летию Китайского дворца были открыты для публики залы половины Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет. А к июлю 2020 благодаря финансовой помощи «Газпрома» реставраторы закончили работу в 17 залах дворца.

Дом-легенда: Китайский дворец в Ораниенбауме
Зал муз. Фрагмент падуги c фигурой Аполлона.
Фото
Игорь Сычев