Фермерский дворец, расположенный в парке «Александрия» в стороне от парадного Петергофа, ведет свою историю от скромной постройки архитектора Адама Менеласа. Это была типичная «образцовая» ферма, с породистыми английскими коровами, жильем для пастухов, кладовыми и кухнями. В стремлении к «сельской простоте» архитектор не знал удержу. Крышу здания выкрасили под солому, колонны веранды оклеили берестой. Продукты с фермы поставлялись к столу императора Николая I: царская семья проводила лето неподалеку — в неоготическом дворце Коттедж.
Когда старшему сыну Николая Александру, будущему императору Александру II, исполнилось восемь лет, ему выделили отдельное пристанище — мансарду одного из флигелей фермы. Будущий государь воспитывался отдельно от младших братьев и сестер, но в то же время под недреманным оком августейшего родителя. Цесаревича учили искусству управления государством, военному делу, экономике и политическим наукам.
Возглавлял педагогический корпус Карл Мердер — ротный командир школы гвардейских прапорщиков, ветеран войны с Наполеоном. Вторым по статусу, но не по значению наставником был поэтромантик Василий Жуковский. Предложение воспитывать монаршего отпрыска он воспринял крайне серьезно и даже уехал на полгода за границу, чтобы ознакомиться с новейшими педагогическими системами. Больше всего ему пришлись по душе либеральные идеи швейцарца Песталоцци.
Крыша фермы была выкрашена под солому, колонны веранды оклеены берестой
Принципы, которые внушал наследнику Жуковский, были для тогдашней России прямо-таки вольнодумны: «Верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой над Богом и человеком… Уважай закон… Люби и распространяй просвещение… Свобода и порядок — одно и то же… Уважай народ свой…»
Позже «Манифест по освобождению крестьян» и неосуществленные проекты конституции показали, что эти уроки не пропали даром. Но пока романтическое воспитание приносило одни неприятности. Взрослеющему Александру был не чужд, как говорили в те времена, «флирт у камина». Увлечения юноши беспокоили строгого отца-императора: двадцатилетний наследник не на шутку влюбился в одну из фрейлин. Николай негодовал: «Саша недостаточно серьезен, он склонен к разным удовольствиям, несмотря на мои советы и укоры…»
Во избежание неприятностей решено было женить цесаревича на пятнадцатилетней немецкой принцессе Марии (в замужестве — великой княгине Марии Александровне). В качестве свадебного подарка Александр получил ферму — и сразу же приступил к обустройству семейного гнезда.
Перестройку поручили архитектору Андрею Штакеншнейдеру. Он взял на вооружение стиль «английской готики», характерный для этой части парка. Архитектор изменил планировку фермы, соединив друг с другом уже существующие пристройки и павильоны. В итоге дворец представляет собой двухэтажное здание с мансардой и двумя флигелями — малым западным и большим восточным. Фасады остались точно такого же цвета, что и крыша, расписанная под солому. Изменился только рисунок окон и декор чугунных решеток, но столбы-колонны опять расписали под бересту.
Мебель для дворца делали лучшие фирмы, в том числе знаменитые мастерские братьев Гамбс
Миниатюрная с виду постройка вмещала в себя сорок пять основных помещений: гостиные, столовую, покои Марии Александровны, жилые комнаты и рабочие кабинеты Александра Николаевича, спальни и учебные классы их детей. Во дворце имелись все удобства: душ, мраморные ванны и туалеты. (Двери в эти помещения были тщательно замаскированы.) В конце 1850-х годов был установлен механический лифт, приводившийся в движение слугой.
Мебель для дворца делали лучшие фирмы того времени, в том числе мастерская братьев Гамбс. Ясеневая и ореховая мебель была обита сафьяном и английским ситцем с мелким рисунком. Для обивки стен использовали ту же ткань. Многие шедевры знаменитых мебельщиков и сегодня можно увидеть в залах, как и картины и графику из личной коллекции императорской четы. Сейчас Фермерский дворец открыт для посещений, и «Александрия» обрела еще одну жемчужину своего готического ожерелья.
Александр получил ферму в подарок к свадьбе и сразу занялся ее обустройством