Восточный фасад дворца — самый протяженный, он изобилует террасами и балконами. Перед ним разбит садик с перголой и фонтаном. Свой нынешний вид здание приобрело после серии перестроек, выполненных Андреем Штакеншнейдером в 1839–1859 годах.
Фермерский дворец, расположенный в парке «Александрия» в стороне от парадного Петергофа, ведет свою историю от скромной постройки архитектора Адама Менеласа. Это была типичная «образцовая» ферма, с породистыми английскими коровами, жильем для пастухов, кладовыми и кухнями. В стремлении к «сельской простоте» архитектор не знал удержу. Крышу здания выкрасили под солому, колонны веранды оклеили берестой. Продукты с фермы поставлялись к столу императора Николая I: царская семья проводила лето неподалеку — в неоготическом дворце Коттедж.
Приемная императора Александра II.
Когда старшему сыну Николая Александру, будущему императору Александру II, исполнилось восемь лет, ему выделили отдельное пристанище — мансарду одного из флигелей фермы. Будущий государь воспитывался отдельно от младших братьев и сестер, но в то же время под недреманным оком августейшего родителя. Цесаревича учили искусству управления государством, военному делу, экономике и политическим наукам.
Возглавлял педагогический корпус Карл Мердер — ротный командир школы гвардейских прапорщиков, ветеран войны с Наполеоном. Вторым по статусу, но не по значению наставником был поэтромантик Василий Жуковский. Предложение воспитывать монаршего отпрыска он воспринял крайне серьезно и даже уехал на полгода за границу, чтобы ознакомиться с новейшими педагогическими системами. Больше всего ему пришлись по душе либеральные идеи швейцарца Песталоцци.
Лестничный холл в крыле, где находились покои императора.
Крыша фермы была выкрашена под солому, колонны веранды оклеены берестой
Письменный стол императора Александра II в Синем кабинете.
Принципы, которые внушал наследнику Жуковский, были для тогдашней России прямо-таки вольнодумны: «Верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой над Богом и человеком… Уважай закон… Люби и распространяй просвещение… Свобода и порядок — одно и то же… Уважай народ свой…»
Позже «Манифест по освобождению крестьян» и неосуществленные проекты конституции показали, что эти уроки не пропали даром. Но пока романтическое воспитание приносило одни неприятности. Взрослеющему Александру был не чужд, как говорили в те времена, «флирт у камина». Увлечения юноши беспокоили строгого отца-императора: двадцатилетний наследник не на шутку влюбился в одну из фрейлин. Николай негодовал: «Саша недостаточно серьезен, он склонен к разным удовольствиям, несмотря на мои советы и укоры…»
Фрагмент Синего кабинета Александра II. Стены облицованы резными деревянными панелями-буазери с готическими филенками. Здесь подготавливался манифест об отмене крепостного права.
Во избежание неприятностей решено было женить цесаревича на пятнадцатилетней немецкой принцессе Марии (в замужестве — великой княгине Марии Александровне). В качестве свадебного подарка Александр получил ферму — и сразу же приступил к обустройству семейного гнезда.
Столовая Марии Александровны. Императрица лично подбирала картины и гравюры для украшения дворца.
Перестройку поручили архитектору Андрею Штакеншнейдеру. Он взял на вооружение стиль «английской готики», характерный для этой части парка. Архитектор изменил планировку фермы, соединив друг с другом уже существующие пристройки и павильоны. В итоге дворец представляет собой двухэтажное здание с мансардой и двумя флигелями — малым западным и большим восточным. Фасады остались точно такого же цвета, что и крыша, расписанная под солому. Изменился только рисунок окон и декор чугунных решеток, но столбы-колонны опять расписали под бересту.
Гостиная императрицы Марии Александровны — жемчужина неоготического стиля, мода на который охватила в то время всю Европу.
Мебель для дворца делали лучшие фирмы, в том числе знаменитые мастерские братьев Гамбс
Сад дворца украшает копия скульптуры Джованни Бенцони «Мальчик с собачкой».
Миниатюрная с виду постройка вмещала в себя сорок пять основных помещений: гостиные, столовую, покои Марии Александровны, жилые комнаты и рабочие кабинеты Александра Николаевича, спальни и учебные классы их детей. Во дворце имелись все удобства: душ, мраморные ванны и туалеты. (Двери в эти помещения были тщательно замаскированы.) В конце 1850-х годов был установлен механический лифт, приводившийся в движение слугой.
Мебель для дворца делали лучшие фирмы того времени, в том числе мастерская братьев Гамбс. Ясеневая и ореховая мебель была обита сафьяном и английским ситцем с мелким рисунком. Для обивки стен использовали ту же ткань. Многие шедевры знаменитых мебельщиков и сегодня можно увидеть в залах, как и картины и графику из личной коллекции императорской четы. Сейчас Фермерский дворец открыт для посещений, и «Александрия» обрела еще одну жемчужину своего готического ожерелья.
Спальня императрицы Марии Александровны. Для обивки мебели и стен использовался английский ситец с мелким рисунком.
Александр получил ферму в подарок к свадьбе и сразу занялся ее обустройством
Комната императорского камердинера.
Адрес: Петергоф, Александрия парк, 7.