Карло Моллино (Carlo Mollino) мог бы сделать блестящую карьеру в любой области, если бы умел сосредоточиться хотя бы на одной. Архитектор, дизайнер, фотограф, писатель, автогонщик, авиатор, горнолыжник, любитель женщин и знаток оккультных наук — эксцентричный итальянец задался целью испробовать в жизни все. Моллино построил не больше десятка зданий, но все они вошли в историю архитектуры.
Когда ему было уже 51, его друг, геодезист Феличе Гарелли (Felice Garelli), сделал Моллино необычное предложение: перенести на новое место деревянный амбар XVII века, который он приобрел по случаю летом 1962 года в альпийской деревушке Шамполюк в Валле-д’Аоста.
Это была старая развалина 1664 года постройки, купленная за смешные по тем временам 850 тысяч лир, — типичная для альпийских деревень постройка, где крестьяне обычно хранили сено и продукты.
Идея Гарелли была абсолютно сумасшедшей и настолько же амбициозной: разобрать сарай по кусочкам и заново собрать на другом краю долины, превратив альпийскую хижину в комфортное шале для семейного отдыха в горах.
Моллино принял вызов. Будучи большим фанатом гор, горных лыж и, в том числе, внетрассового катания (он любил заниматься тем, что сегодня называют модным словом фрирайд — забраться повыше и лететь, сломя голову, по склонам, буграм и лесу вниз), архитектор прекрасно знал, что такое Альпы и каким должен быть дом в горах. К тому времени он уже построил футуристичную хижину Slittovia на Lago Nero в Саличе-д’Ульцио (1946–1947), Casa del Solе в Червинии (1947—1955) и два шале Сasа К2 и Сasа Сapriatа в итальянских Альпах, так что горная архитектура не была для него новостью. Но ни одно из этих творений несравнимо с точки зрения сложности, изобретательности и радикальность с Casa Garelli в Шамполюке.
Реконструкцию дома Моллино начал с самых основ — фундамента. Он воссоздал старую каменную кладку и положил на него массивный деревянный сруб, но не прямо на камень, а на гранитные boléri (дословно «грибы»), которые в оригинальной постройке использовались для того, чтобы предотваритить дерево от коррозии и защитить дом от мышей. Здесь эти десять каменные столбики, типичные для крестьянской альпийской архитектуры, не несут более этой функции, но придают дому традиционность и визуально отделяют каменную нижнюю часть от деревянной жилой — дом в буквальном смысле стоит на ножках.
В фундаменте прорезаны узкие длинные окна, которые выступают на контрасте с традиционными широкими окошками с деревянными ставнями в жилой части. Дом словно имеет массу «глаз», которые смотрят во все четыре стороны, любуясь горным пейзажем.
Двускатная крыша, типичная для альпийских хижин, покрыта шифером. В самом доме три этажа. Чтобы обеспечить доступ на высокий второй этаж, Моллино спроектировал внешнюю лестницу из бетона с деревянными ступенями из лиственницы и стальными перилами. Ее современный дизайн отлично сочетается с традиционной архитектурой дома, который гармонично вписывается в окружающую среду и не выглядит инородным телом на фоне других альпийских шале.
Внутри есть все необходимое для комфортного отдыха в горах. Здесь есть общий зал для совместного времяпрепровождения в кругу семьи или друзей, есть комната, отапливаемая красивой печкой, облицованной кафелем зеленого цвета. Той же плиткой Моллино декорировал стены на верхних этажах, разбавив немного тотальное господство дерева в этом интерьере.
На первом жилом этаже находятся общие зоны, этажом выше, под крышей, расположились спальни, из которых сверху открывается великолепный вид на окружающий горный ландшафт. Даже в мебели узнается почерк архитектора, который любил создавать уникальные объекты. Он не сотрудничал ни с одной мебельной маркой, но в наши дни предметы мебели, изготовленные по его эскизам, уходят с торгов за сотни тысяч евро. Обнаружить его уникальные работы можно и здесь — динамичные скульптуры, вдохновленные природой: рога оленя становятся ножками стула, крылья бабочки превращаются в абажур лампы.
Здесь все продумано до мельчайших деталей, все служит для создания идеальной гармонии между прошлым и настоящим, традиционными и актуальным. Старинные стилистические каноны переосмысляются и интерпретируются в новом, современном ключе. Моллино деконструирует древние руины и, как ребенок из деталей конструктора, собирает из них комфортный, современный дом, органично вписанный в среду. И даже палитра, которую он использует в интерьере — теплое натуральное дерево, зеленая плитка, белая штукатурка, серый бетон — перекликается с окружающим зелено-коричневым ландшафтом лесистых альпийских гор.