«Гигантская стальная игрушка — скульптура, совершенно непохожая на то, чему я учился»
Сложно поверить, но этот современный дом — настоящее фамильное гнездо, в котором подрастает уже третье поколение художественной династии Ореховых. Его стены заложил скульптор Юрий Орехов — автор многочисленных памятников, установленных по всей России, в Европе, Америке и Японии. Высотка на Котельнической, дом на Смоленской набережной, а спустя сорок лет — храм Христа Спасителя украшены барельефами его работы. Неудивительно, что нынешний хозяин дома, его сын Григорий Орехов, продолжил эту традицию, хотя и пошел кружным путем — через архитектуру. Так история дома получила закономерное продолжение.
Но давайте по порядку. Григорий учился в первую очередь в мастерской своего отца — цеховая традиция не меняется веками. Формально образование продолжилось в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и на факультете дизайна РГГУ. После смерти отца Григорий возглавил его фонд — управление огромным художественным наследием занимало много времени и требовало значительных средств. К тому же в какой-то момент академические приемы пришли в конфликт с внутренним ощущением времени, и Григорий обратился к архитектуре: прежде всего частной, лишь иногда выполняя скульптурные монументально-декоративные композиции на фасадах и в интерьерах зданий.
К этому времени и относится перестройка старого семейного дома. «Изначально это была очень простая постройка из красного кирпича, — говорит хозяин. — Наверное, проще было все разобрать и выстроить заново, но разве я мог бы так поступить? Работы заняли несколько лет: существовавшие стены задавали границы, и пришлось „расти“ вверх. Появилась двухсветная гостиная, на втором этаже — спальни, а под крышей — мой кабинет».
Теперь в строгом бетонном здании, поднимающемся на пригорок, не узнать старую дачу. Разве что застекленная терраса, пристроенная к дому, передает дух загородной жизни. Лаконичные интерьеры в духе Карло Скарпы (Carlo Scarpa), обставленные коллекционными и винтажными предметами, оформляла жена Григория дизайнер Дана Матковская.
«История про сапоги и сапожника очень актуальна, — смеется она. — Только перед съемкой мы наконец-то купили стол в гостиную, а Григорий сделал консоль из осколков мрамора и спила дерева, которое он помнит в мастерской отца с детства. А между тем кое-где уже пора обновлять отделку».
Постепенно растущая архитектурная практика стала занимать большую часть времени — только в поселке, где живет Григорий, по его проекту построены еще три дома. «Я всегда мечтал жить в доме с плоской крышей, но первоначальная архитектура дома отца не позволила сделать этого, — говорит он. — Зато для друзей я построил именно такой дом, словно распластанный по холму, и теперь вижу его каждый день из окон. Когда родилась дочь Агата, меня пронзила мысль о том, что я обязан так выразить свою любовь к ней, чтобы это осталось навсегда. Архитектура не давала мне такого ощущения, и я вернулся к скульптуре. Четыре года назад я увидел на веранде неваляшку дочки — так появилась гигантская стальная игрушка: скульптура, совершенно непохожая на то, чему я учился. В своей галерее мне тоже хочется видеть новое искусство, и, чтобы избавиться от предвзятости, пространство Orekhov Gallery открыто для независимых кураторских выставок, а не только для моего субъективного отбора».
«Папа никому не разрешает наводить порядок в кабинете», — говорит восьмилетняя Агата
Из огромных окон уже не видно бескрайних полей, за которые так полюбил это место Юрий Орехов, — вокруг построены дома, и не у всех из них идеальные плоские крыши, которые любит Григорий. Зато их скрывают классические аллеи деревьев, посаженных теперешним хозяином лет тридцать назад. А скульптура, пусть вовсе не классическая, снова вернулась в этот дом. www.orekhovgallery.com