Центральный железнодорожный вокзал Хельсинки — памятник финской архитектуры. Он был построен в 1919 году по проекту Элиэля Сааринена (Eliel Saarinen) и является одним из самых ярких образцов финского модерна. Он считает одним из самых красивых железнодорожных вокзалов мира и архитектурных достопримечательностей Финляндии.
И вот спустя более ста лет старое административное здание вокзала вновь распахнуло свои двери для посетителей: здесь разместился новый дизайн-отель Scandic Grand Central. Реализацией проекта занималась архитектурная студия Soini & Horto.
Новый отель является одним из самых больших в Финляндии. В нем 491 номер (373 расположены в старом здании и 118 в новой пристройке), ресторан Brasserie Grand и бар Bar G, рассчитанные на 400 человек, камерное заведение Glass terrace во внутреннем дворе и банкетный комплекс Grand Ballroom на 500 человек.
Дизайном интерьеров занималась студия Futudesign, которая добавила современное звучание историческому зданию. «Мы стремились создать комфортную гостиницу, не нанося ущерба одному из самых ценных произведений архитектуры, — говорят авторы проекта, — и хотели показать работу Элиэля Сааринена с абсолютно другой стороны».
Многие детали вдохновлены оригинальным замыслом Сааринена и адаптированы к современным функциям отеля. Это и арочные окна верхнего этажа, и новые стены, имитирующие фасад железнодорожного вокзала с помощью бетона и красного гранита — сочетания, которое придает зданию величественный вид.
В работе над этим проектом архитекторы и дизайнеры тесно сотрудничали с Финским агентством по наследию Finnish Heritage Agency, чтобы максимально сохранить исторические детали и максимально бережно адаптировать старое здание к его новой роли. Коридоры, лестницы и мебель, оставшиеся со времен его вокзального бытия, были восстановлены, наполнив отель духом той эпохи, когда он был построен. «Вы действительно можете почувствовать дух Саариненса в Scandic Grand Central Helsinki. До сих пор видны слои разных эпох, а также удивительные детали. Это вдохновляющее место для любителей истории и архитектуры», — говорят авторы проекта.
Сам Сааринен, возможно, не возражал бы против перепрофилирования административных частей здания, потому что еще в 1918 году у него уже был генеральный план центра Хельсинки. В этом плане он предлагал перенести железнодорожный вокзал на два километра к северу и наметил развитие Хельсинки как европейского мегаполиса с бульварами и монументальными зданиями. Этот план так и не был реализован, а старый железнодорожный вокзал быстро стал символом города.