Когда барселонская студия Flores & Prats взялась в 2016 году за реставрацию двухэтажного дома в барселонском квартале Побленоу, директор театра, которому отошло это помещение, предупреждал архитекторов Рикардо Флореса (Ricardo Flores) и Эву Пратс (Eva Prats), чтобы те не тревожили приведений, что тут водятся. И действительно, здание находилось, мягко говоря, в плачевном состоянии, фактически стояло в руинах.
Когда-то оно принадлежало каталанской рабочей организации Pau i Justícia («Мир и Справедливость»): потребительскому кооперативу, основанному барселонскими рабочими в конце XIХ века, которые купили участок земли и в 1920-е годы построили здесь дом для встреч и проведения мероприятий.
Теперь его занимает Sala Beckett — крупнейший культурный центр Барселоны, объединяющий под одной крышей два театра, театральные мастерские и ресторан с кафетерием.
Взявшись за реновацию здания, дизайнеры постарались с уважением отнестить к его «привидениям» — богатой истории этого места и самого квартала Побленоу, который когда-то был рабочим районом Барселоны, но в последние годы кардинально изменился и сегодня является одним из творческих кластеров города.
Реставрация не подразумевала глобальной модернизации. Напротив, дизайнеры постарались сохранить все ключевые элементы существующего пространства и «адаптировать здание к новым задачам, не распугав его призраков».
«Для актеров и драматургов это место особое, оно дает им стимул к творчеству и помогает в работе, — говорит Эва. — Студентам театральных мастерских концепция незавершенности также близка. Недоделанность, незаконченность, процесс, память, наслоение времен и эпох, разных жизней и голосов — все эти черты присутствуют как в их работе, так и в этом здании».
«Главная трудность — приспособить здание 1920-х годов это под нужды современного театрального пространства и одновременно сделать так, чтобы со стороны казалось, будто ты ничего не трогал», — говорят дизайнеры. На самом же деле работа была проделана колоссальная. Все сохранившиеся декоративные и архитектурные детали — от входных дверей и оконных рам до напольной плитки, фурнитуры, лепнины и каменных «розеток» на стенах — были бережно отреставрированы. Архитекторы не стали делать из них «новодел», а напротив, законсервировали в том виде, в каком они до нас дошли, вписав в современное пространство, заставив прошлое вступить в диалог с настоящим.
На первом этаже разместились ресторан, кассы и другие общественные зоны. Сюда часто заходят не только перед спектаклем, но просто с улицы — чтобы посидеть в баре или выпить кофе, который тут, кстати, отменно готовят. Также здесь находятся служебные комнаты, к которым ведет изогнутый коридор, по которому работники театра могут попадать с разных сторон в большой зал на 200 человек.
На второй этаж ведет монументальная каменная лестница. Там находятся гримерки, еще один зал (бывший бальный), который может использоваться как танцевальный класс или вторая сцена для спектаклей. И наконец, на самом верху есть еще один служебный этаж с гримерными и раздевалками.