Знаменитый итальянский архитектор, публицист Джо Понти (1891–1979), которого еще при жизни называли «дедушкой итальянского дизайна», любил Средиземное море.
Будь то Капри, где в 1938 году он спроектировал отель в виде разбросанных по лесу павильонов-номеров с поэтическими названиями («комната голубок», «комната ангелов», «комната русалок»). Или Бордигера, где в 1940-м он возвел каменную виллу, на крыше которой вместо мебели поставил облицованные плиткой объемы.
Или Сан-Ремо, где в 1958-м он создал необычную обитель монахинь-кармелиток, защищенную высокими стенами от мира людей, но открытую ароматам моря и леса. В Сорренто осматривать участок под будущий отель Parco dei Principi Джо Понти прибыл в возрасте семидесяти лет.
Главным достоинством и конечной целью архитектуры Джо Понти считал легкость
День выдался чудесный. Белоснежная скала головокружительной высоты нависала над темным морем, волны бежали, догоняя друг друга, на небе — лишь пара облачков: белое и синее. Увлекшись созерцанием пейзажа, архитектор, чьи объекты неизменно были связаны с природой, произнес сакраментальную фразу: «…И пусть постройка будет лазурно-белой снаружи и бело-голубой внутри». Словам суждено было стать реальностью.
На горе возникло белое с синими вставками сооружение, со стороны главного входа увенчанное кованым геральдическим знаком. Вытянутый вдоль горизонта фасад разделен на четкие промежутки решительными вертикальными линиями, благодаря чему довольно массивное здание не выглядит тяжеловесным. Это основа философии Джо Понти, считавшего «легкость» главным достоинством и конечной целью архитектурных сооружений. Вот лишь некоторые записи из его дневника: «Стена становится занавесом, фасады кажутся подвешенными, отделяясь от земли и от кровли»; «Лоджия — словно челнок. Балконы, говорит моя дочь Лиза, наделенная поэтическим чутьем, — это маленькие лодочки, причалившие к фасаду».
Всю свою жизнь Джо Понти тесно общался с художниками, привлекал их к работе. «Искусство для меня — один из строительных материалов, самый долговечный», — писал архитектор. Наиболее близко он сотрудничал с Фаусто Мелотти. Здания Понти изобилуют керамическими панно и фигурами известного скульптора. Для этого проекта Мелотти создал коллекцию лазурной керамической плитки, украсившую стены холла.
Но главными героями работы Понти в Сорренто, без сомнения, являются полы. «Мне захотелось, чтобы каждый из ста номеров имел полы, отличные от других, — вспоминал Понти. — Задавшись этой целью, я нарисовал тридцать вариантов декора плитки, каждый из которых позволил создать две, три или четыре комбинации. Получилось всего сто вариантов: полумесяцы, листья фигового дерева, солнечные затмения, обелиски, ромбы, диагонали, звезды — все строго бело-синее.
Лоджия — словно челнок. А балконы — это маленькие лодочки, причалившие к фасаду
В номерах полы плавно переходят в лоджии, где сливаются с красками пейзажа, являя собой квинтэссенцию связи интерьера и экстерьера». Главным судьей архитектуры Джо Понти полагал время: «Чтобы судить об Архитектуре, добавь к элементам анализа время. У него есть свои орудия: солнце, дождь, северный ветер. Оно всегда добавляет что-то свое».
Что ж, его проект испытание выдержал. В июне прошлого года отель Parco dei Principi отметил свое пятидесятилетие. А его интерьеры, похоже, никогда не выйдут из моды — как небо и море!