При планировании праздника в XVIII веке организаторы стремились воздействовать на эмоции человека через его чувства: зрение, слух, вкус и обоняние. Столы валились от обильных яств, многообразие блюд и великолепная сервировка радовали глаз. Парки и сады наполнялись звуками музыки, пением птиц и даже кваканьем лягушек. А ароматы цветов смешивались с запахами табака и кофе.
В XVIII веке в условиях десакрализации культуры особую роль в России начали играть светские праздники, которые устраивали в честь военных побед, заключения мирных договоров, спуска кораблей на воду. Новые увеселения несли просветительный характер.
ЗРЕЛИЩЕ
Культура XVIII века имела свою особенность, она театрализовывала многие аспекты жизни. Власти устраивали грациозные торжества с целью показать, как изменилась страна, вельможи хвастались своими роскошными дворцами. В литературе того столетия многократно встречаются такие выражения как «изумлять зрелищем», «услаждать взор». В череду развлечений входили застолья, балы, гулянья в садах, фейерверки и сюжетные иллюминации.
Именно зрению отводили главенствующую роль при организации праздника в эпоху Нового времени. Например, во время застолья при Екатерине II смена блюд сопровождалась концертом, где оркестр и певцы двигались в специальной колеснице, запряженной быком. Завершались такие торжества маскарадом, танцами, театрализованными сценками. Сказочная музыка и зажженные свечи в зеркальных залах создавали атмосферу волшебства.
В XVIII столетии подобные зрелища устраивались с использованием городского пространства, объединяя временные праздничные постройки с архитектурными зданиями. Установленные триумфальные арки, колонны, фейерверочные фигуры украшали живописью, лепниной, скульптурой. Вся эта роскошь передавала колорит эпохи и смысл праздника.
«Огненные забавы» пользовались особой популярностью у населения. В XVII веке искусство фейерверков достигло невиданного размаха, оно превращалось в восхитительные спектакли, где зажженные фигуры двигались, в небо запускались огненные фонтаны, иллюминированные картины сменяли друг друга. Театральные инсценировки включали в самые разнообразные виды празднования. Так в честь победы над шведами Петр I велел после пленных офицеров вывезти самоедские сани, запряженные северными оленями.
Со второй трети XVIII столетия стали преобладать «празднества для избранных», общественных забав и гуляний стало меньше. К таким торжествам, например, можно отнести «Великий машкарад» или шутовскую свадьбу, известную как «Ледяной дом», во времена правления Анны Иоанновны. Вступившая на Российский престол в 1741 году Елизавета Петровна продолжила традицию «праздников для элиты».
С 1763 года при Елизавете II начали возвращаться публичные зрелища, обличающие пороки и восхваляющие доброту и честность. А во второй половине XVIII в. Появился новый вид зрелищ — «рыцарские карусели» или «турниры». «Спектакли для глаз» объединяли разные искусства: изобразительное, прикладное, театральное, музыкальное и т.д. Все это притягивало зрителей и погружало в атмосферу торжества.
ЗВУКИ ПРАЗДНИКА
Сам город обладал своим неповторимым голосом; он складывался из множества звуков, знакомых его жителям. Предметы из собрания Исторического музея позволят «прислушаться» к голосу Петербурга XVIII столетия.
16 мая 1703 г. на острове Енисари была заложена Петропавловская крепость. Место, где происходило событие «звучало» весьма грозно и сурово: пронзительно свистел ветер, шумели северные воды, доносились человеческие возгласы и вскрики птиц. В 1710 г. русским войскам сдался Выборг, на Васильевском полуострове завершилось строительство великолепного дворца Петра I и праздновалась годовщина Полтавской победы. В честь этих событий Петербург был полон ликующих звуков военного оркестра.
Благодаря петровским нововведениям каждый полк имел свой оркестр. Первыми полковыми музыкантами стали иноземцы, к которым приставляли русских учеников. И по всей новой столице разносились звуки труб, барабанов и литавр.
В доме Меньшикова на Васильевском острове часто проходили танцы, именно здесь Петр I со своими приближенными наслаждался музыкой полкового оркестра, к которому давились еще валторны и скрипицы. А в будни музыканты, в соответствии с установленным временем, должны были публично репетировать.
С 1714 года в Санкт-Петербург из Москвы переехали все важнейшие государственные учреждения, в том числе Сенат. В городе закипела яркая светская жизнь с праздниками и маскарадами. Во время свадьбы Н.М. Зотова — когда-то он состоял при юном Петре дядькой — сам император, одетый как «фризский» крестьянин, возглавлял маскарадную процессию и выбивал барабанную дробь. По словам современников оркестр включал в себя такие инструменты как барабаны, дудочки, свирели, роги, скрипицы, флейты, балалайки и др.
В 1721 г. был заключен мир между Россией и Швецией. В честь этого события Петр I объявил празднество. Грандиозный фейерверк осветил ночное небо и взорам граждан открылся храм Януса, возле которого толпе был подан бык, а рядом с ним журчали фонтаны из красного и белого вина. В конце пиршества грянули пушечные выстрелы, смешавшиеся с ружейной пальбой. После пальбы в небе засверкали огненные шары, звезды и колеса, от которых дивное шуршание, а после к ним присоединились звонкие колокола.
В столице была и особая «колокольная музыка», «колокольной игральной музыки мастер» И. Х. Ферстер установил на колокольне Исаакиевской церкви «клокшпиль» — «машина», играющая на колоколах. Мелодии очень подходили атмосфере северной столицы: отстраненные, холодные по настроению.
При Елизавете Петровне в Петербурге стали популярны всевозможные «арганы». Так «органный мастер Б. Н. Фрис» обязался сделать в Петергофе разного рода органы, например, «арганы, кои разными голосами играть будут» или «якобы много птиц было, и каждая своим голосом пела». Появились придворные певчие, которые находились в «особой чести» у императрицы. В стенах театров заявили о себе первые «российские» спектакли.
После смерти Екатерины II звуки города резко сменились на «нервный голос» флейты, «тревожный» — барабана и стук курьерских экипажей. Лишь в 1801 году при вступлении на престол Александра I город вновь ожил и зашумел.
ВКУС
Настоящий праздник невозможно представить без застолья. Именно еда демонстрировала социальный статус и достаток человека. Парадный обед, или, как говорили ранее, «трактование», было кульминацией любого торжества XVIII–XIX столетия, а умение его организовать считалось настоящим искусством. Первым этапом было обустройство стола — этим занимались архитекторы, хозяин дома, реже повар и кондитер. Самые причудливые фигурные столы — «ракушкой», «вензеловым именем», «каруную» — создавались в 1740-1760-х гг.
Популярным материалом для возведения затейливых композиций, украшавших банкеты, был подкрашенный сахар. Именно из сахара и папье-маше была выполнена первая сенсационная конструкция XVIII в. Это десерт для Анны Иоанновны, «представляющий Императорский дворец в Петергофе с садом и фонтанами», в котором даже палили пушки.
Самые впечатляющие декорации застолья приходятся на елизаветинское время. Например, свадебный стол князя Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны был украшен трехъярусным «уступом», на котором находились пирамиды из итальянских цветов, хрустальные плошки, мраморные статуи, «фонтаны наподобие грибов». Также в качестве декора стола часто использовались искусственные ягоды (земляника и барбарис), а также цветы из перьев и бумаги. Кроме этих «легкомысленных предметов», в качестве surtout-de-table’ей использовались серебряные «пладаменажи» (фонтаны) и фарфоровые фигуры.
Минимальным числом подач блюд было три: суп, горячее и десерт. Но не стоит забывать и про такие элементы праздничного обеда как «антре» — «кушания, после горячего или супу раздаваемые»; «антреме» — «блюда, подаваемые между главных кушаний» и «орсдевры» — кушания, сопровождавшие горячее.
В XVIII веке появилась поваренная книга Менона, которому удалось унифицировать правила сервировки стола и свести их в довольно строгую систему. Эти правила привились и в России. Следуя принятым нормам, гости запасались перед походом на званный обед собственными кубком и тарелкой.
Порой столовый этикет российских гастрономов опережал своих европейских соседей. Например, во время застолья гости пользовались индивидуальной вилкой, в Москве и в Петербурге хорошим тоном стало выносить каждое новое блюдо, тем самым хозяева дома могли похвастаться количеством слуг.
В России XVIII в. кулинарное искусство процветало, основываясь на французских источниках и личном опыте и таланте поваров. Отечественная кухня основывалась на барочной традиции с соответствующим этикетом и любовь к специям. Апогеем кулинарного искусства было блюдо из цельнозажаренного вола, внутри которого запекалась овца, внутри нее пекся молодой теленок, начиненный жирным каплуном. Во время всеобщих гуляний к основным блюдам относились бычьи туши, фонтаны вина, а для вельможного стола уже готовили паштеты, причудливо фаршированные блюда, желе, разнообразные соусы.
ЗАПАХИ ПРАЗДНИКА
Дух народной толпы, привезенные на площадь яства — такая атмосфера царила на улицах города во время торжества. В воздухе витали ароматы туберозы, мускуса, розового масла или корицы. В начале XVIII столетия при Петре на праздничных обедах присутствовала удушливая смесь запахов жареного мяса, специй и крепких напитков. В конце века едкие нотки сменились на аромат мускуса и фимиана.
Живые и искусственные цветы заполняли своим ароматом сады и парадные залы. Живые птицы и механические соловьи, гастрономическое многообразие блюд, фарфоровые обманки, фонтаны и каскады с ароматизированной цветами водой– все это переносило гостей в мир вечного празднества.
При Екатерине II в Зимнем дворце создали Висячий сад и Оранжерейный дом, они воспринимались как «сказочная страна красок и запахов». Там устраивались театральные постановки, танцы, ужины с подъемными столами, в воздухе витали запахи апельсиновых, миртовых, лавровых деревьев и цветущих роз. Часто столы накрывались прямо в саду, так гости могли насладиться нежным ароматом цветов и отвлечься от повседневного быта.
Во времена «галантного века» флакон розового масла, привезенный из Турции, был желанным подарком. Но иногда запахи амбры и мускуса ненадолго захватывали первые позиции. Ароматическими маслами пропитывали мебель в парадных залах. На рубеже XVIII–XIX веков в моду вошли кашмирские шали, а вместе с ними популярным стал резкий запах пачули.
XVIII век — век моды на одеколоны. Старинный рецепт (бергамот, лаванда, розмарин, виноградный спирт) был привезен в Кельн итальянцами в 1709 г., после чего стал распространяться по всей Европе. На балах цветочные ароматы соперничали с запахом табака. Петр III, любивший курить трубку, не начинал веселье, пока вся комната не заполнится табачным дымом. А будущая Екатерина Великая предпочитала нюхательный табак, врачи считали его целебным.
В XVIII столетии особым предметом роскоши были духи. Первые композиции духов создавали на основе лаванды, имеющей холодный горьковатый запах. Одно из свойств лаванды — нейтрализация неприятного запаха. В символике «галантного века» становится заметнее целомудренный союз женщины и цветка, ярко проявившися в портретной живописи.
Разделения на женские и мужские запахи в XVIII в. не было. Отдельные мужские духи появились только к концу XIX в. До этого считалось, что мужчина должен пахнуть только табаком. Аристократы перед званным обедом пользовались ароматизированной пудрой, париками, помадой, румянами и, конечно же, духами. Как только парфюмерия начала пользоваться популярностью, мастера начали создавать изысканные баночки, флаконы и коробочки.
Во второй половине XVIII в. вошли в моду ароматизированные ванны и курильницы. Благовония в виде маленьких шариков поджигались в специальных курильницах и настраивали присутствующих на особый лад. Основной функцией таких предметов было создание торжественной атмосферы. Запах превратился в одно из выражений эпохи XVIII в. Это неуловимое дыхание времени доносят до нас парфюмерные аксессуары, цветочные композиции, драгоценные табакерки и цветок в руках дамы того времени.