«Хочу новых ощущений на хорошем уровне, хочу чувствовать интерес и вкус, но у нас в городе почти нет интересных мест с хорошей атмосферой», — с таким запросом к нам обратился заказчик. Его представления о мужественности и брутальности интерьера совпадают с нашими — создавать атмосферу места без явных референсов. Он хотел, чтобы декор и текстуры отражали силу и характер, а общий стиль был «агрессивно-лаконичным».
Ресторан русской кухни «Меряне» расположен в исторической части Владимира, рядом с Золотыми воротами. Он занимает цокольный, первый и второй этажи здания 1787 года постройки в крыле Торговых рядов, построенных архитектором Н. фон Берком.
Меряне или меря — это языческое племя, жившее на территории Ярославской, Ивановской и Владимирской областей в середине I тысячелетия н.э. Племя относится к финно-угорской группе. Название происходит от пра-финно-угорского слова «мёри», что значит «человек».
Исследователи отмечают, что меряне были последователями культа «синих камней», связанных с именем Укко, верховного божества грозы угро-финской мифологии, имевшего прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta).
Прежде всего, мы изменили первоначальную идею разделения ресторана на две зоны и остановились на концепции единого пространства. В процессе работы стало ясно, что для нас важно создать дизайн, который словно бы уводил за собой в путешествие по векам истории.
Мы использовали материалы и приемы, которые помогли погрузить гостей в атмосферу загадочности и отсылок к древним временам. Глядя в отражения в нержавеющей стали, застывшие в полупрозрачной смоле арт-объекты и обнаруживая «пасхалки» в самых неожиданных местах, гости заведения словно погружаются во времена мерян.
На первом этаже находится основной зал с контактной барной зоной и открытой кухней, благодаря которой процесс готовки превратился в одно из главных развлечений для посетителей.
Второй этаж — более камерная и располагающая к отдыху и общению атмосфера. Разные варианты посадки — у барной стойки, на диванах, скамьях и на мягких креслах, за большими коммунальными столами — позволяют с комфортом разместить на обоих этажах 64 человека. На цокольном уровне находится зона основного цеха кухни и санузлы.
«На каждом этаже есть места за большими столами с горящими свечами — это отсылка к очагу, вокруг которого когда-то собирались древние люди»
У входа гостей встречает композиция из камней. Если приглядеться, то станет ясно, что эти валуны — своего рода имитация древней ловушки на зверя. Каждый камень играет свою важную роль: один служит приманкой, другой — крышкой ловушки, перевязанной джутом и так далее. Каждый валун несет собственный смысл, привлекая внимание и зазывая посетителей заглянуть внутрь и задуматься над нашими корнями и связью с прошлым.
Ресторан напоминает дом, в котором переплетены прошлое и настоящее. Первая ассоциация — хижина: мы сохранили дубовые балки на потолке и дополнили их резными досками, чем-то похожими на наличники русских изб.
В проекте использованы два вида штукатурки. Первая более фактурная и «харизматичная», напоминающая своим природным землистым оттенком глину — мы использовали ее, чтобы заполнить пространство между балками и для обработки некоторых перегородок. Вторая — более светлая и спокойная, с фактурой «мазанки», ее мы использовали на стенах с другой стороны.
Отдельно стоящий барный остров сразу привлекает к себе внимание гостей — и не только благодаря большой коллекции алкоголя, которая стоит на самом видном месте и красиво подсвечена. Здесь эффектно сочетаются нержавеющая сталь, бетон и природные материалы: в гладкой стальной поверхности отражаются детали интерьера и текстуры, играют световые блики, создавая завораживающий эффект.
Часть стойки, за которой сидят гости, состоит из разноцветных слоев бетона, которые напоминают срез земли и отсылают к археологическим раскопкам и древностям. На столешнице выбиты послания — руны. По такому же принципу сделаны столы, чем-то напоминающие первобытную мебель в пещерах. Мастера на производстве сбились со счета, сколько раз мы меняли цвет крошки в бетоне, чтобы добиться нужного оттенка!
«Раньше персоналу приходилось бегать по этажам. Теперь для удобства официантов сделаны лифты для подачи еды, которые работают на три этажа»
Санузлы продолжают концепцию проекта — гравюры с изображением волшебного леса на стенах созданы по нашим эскизам. Атмосфера здесь напоминает старые сказки — с чудесами, лешими и избушками на курьих ножках.
В процессе проектирования мы остановились на цветном свете и предложили разные сценарии освещения для разного времени суток: спокойные и светлые для утра, яркие и смелые для вечеринок. Атмосфера в интерьере легко регулируется в течение дня с помощью панели управления.
Авторы проекта: Raimer Bureau, https://raimerbureau.com