Хотя в обеих столицах возникло много хороших офисных лофт-комплексов, жилье в этом стиле у нас по-прежнему штучный товар. Во-первых, соблюсти бесконечные нюансы согласований, необходимых для перестройки старых фабрик, под силу лишь крупным девелоперским компаниям. Во-вторых, это жилье слишком дорого для своей целевой аудитории. На Западе лофты часто являются спонсорскими проектами местных муниципалитетов, стремящихся таким образом сохранить существующую городскую среду. У нас это — частные девелоперские проекты, поэтому лофт пришел в Россию в виде жилья бизнес-класса и выше, оказавшись не по карману творческой публике. В свою очередь, платежеспособным клиентам жизнь на бывшей фабрике не кажется ни романтичной, ни престижной. Однако благодаря моде на путешествия среди них постепенно возникает узкая прослойка ценителей лофтов: многие из тех, кто гулял по Сохо или Челси в Нью-Йорке, успели проникнуться особым шиком перестроенной промышленной архитектуры и стали искать ее и в России.
Наш лофт ближе к европейскому, чем к американскому — прежде всего, по масштабу. Если в Нью-Йорке можно встретить апартаменты по 500 метров и больше — огромные, гулкие, залитые солнцем пространства, жилье миллионеров, то в Москве площадь лофта редко превышает 150–200 кв. м, а самый популярный размер — 50–60 кв. м. С одной стороны, это объясняется ценами, с другой — дефицитом лофт-комплексов: объектов для редевелопмента в центре не так много, а лофты на окраинах не пользуются спросом. Кстати, именно из-за этого дефицита в Москве неожиданно много стилизаций, тактично называемых loft-style или неолофт. Ими занимаются как застройщики, переделывающие под фабрику какой-нибудь старый НИИ, так и архитекторы, чьи заказчики мечтают об интерьере в модном сейчас стиле, но не хотят съезжать из удобной квартиры в старом районе. Выдают «подделку», как правило, окна: в квартирах они меньше, чем в заводских цехах. У этой моды есть психологические основания, ведь лофт — это не просто жилье в фабричном здании: на Западе он стал символом ухода от всего буржуазного и обыденного, новым форматом жизни — смелой и свободной. Приживется ли все это у нас и победит ли тягу к статусному и дорогому жилью — покажет время.
Лофты Москвы
«Даниловская мануфактура»
Здания ткацко-прядильной фабрики. Цена на вторичном рынке от 210 000 руб. за кв. м. Новоданиловская наб., 9. www.dm1867.ru
Комплекс The Loft
Бывший кожевенный завод. От 221 000 руб. за кв. м. Духовской пр., вл. 17. www.lofts.theloft.ru
Комплекс Loft Factory
Старинные здания РЖД. От 230 000 за кв. м. Новорязанская ул., 26. www.loftfactory.ru
Квартал «Литератор»
Один из корпусов — здание старинной солодовни с башней. От 400 000 руб. за кв. м. Ул. Льва Толстого. www.literator-hals.ru
Квартал Wine House
Административное здание винного завода П.А. Смирнова. От 400 000 руб. за кв. м с отделкой. Садовническая ул., 57, стр. 1. www.winehouse-hals.ru
Комплекс Soho Lofts
Бывшие склады РЖД. «Жилье для байкеров»: есть парковка и лифты для мотоциклов. От 220 000 руб. за кв. м. Спартаковский пер., 2 стр. 1, www.soholofts.ru
Вопрос эксперту: Что скрывается за термином «апартаменты»?
СЕРГЕЙ СВИРИДОВ, КОМПАНИЯ SMINEX: «В Росcии более жесткое, чем на Западе, юридическое разграничение между жилыми и нежилыми помещениями. Апартаменты — это нежилое помещение, приспособленное для жилья. Поэтому в них невозможно оформить регистрацию (в просторечии прописку). Главные преимущества прописки — возможность выбрать школу и получить медицинское обслуживание по месту жительства».
ОКСАНА ДИВЕЕВА, КОМПАНИЯ BLACKWOOD: «Важное отличие жилья от апартаментов — коммунальные платежи. Так как это нежилые помещения, никаких госдотаций для собственников нет. Все зависит от управляющей компании: она устанавливает тарифы на коммунальные услуги, в среднем это 160–200 руб. за кв. м».