При нашей первой встрече с Линой я и представить себе не мог, что когда-нибудь возьму в руки диктофон, чтобы брать у нее интервью. Обстоятельства нашего знакомства были более чем прозаичны — кажется, мы обсуждали какие-то финансовые показатели или условия кредитования. Я представлял на переговорах банк. По окончании встречи Лина сказала: «Не понимаю, что вы тут делаете. Мне кажется, вам подойдет что-то более творческое». Профессию я действительно поменял на «более творческую», и мы вспоминаем этот ключевой эпизод моей биографии, сидя за тем же самым столом, где были произнесены пророческие слова.
«Любовь к кухням определила не только мою работу, но и мой интерьер»
Шоу-рум bulthaup стал за это время частью Галереи дизайна/bulthaup — проекта, объединившего под одной крышей более ста дизайнерских марок, выставочный центр, книжный магазин и издательство. Рассказывает сама Лина: «Все началось с любви к немецкому языку. Я так увлеклась, что поступила на факультет германистики Ленинградского университета, совмещая вечерние занятия с двумя или тремя работами по первой специальности — прикладной математике. Однажды позвонила знакомая со странным предложением — стать партнерами компании по продаже сантехники и кухонь. Это было в 1994 году, и я представления не имела, о чем идет речь. Но она приехала ко мне с целой кипой каталогов и уговорила нас с мужем все-таки пойти на встречу с учредителем компании».
«Уже через полгода мы открыли один из первых в Санкт-Петербурге шоу-румов в современном понимании. С энтузиазмом новичка я выступала по телевидению, давала интервью, изучала каталоги, пока мне на глаза не попалась книга bulthaup. И вдруг я поняла, что занимаюсь совершенно не тем. Передо мной была новая философия пространства, стоящая в одном ряду с математикой».
«Передо мной была новая философия пространства, сходная с математикой»
«Я просто „заболела“. Однако в компании никто и слышать не хотел о bulthaup. „Лина, — сказал мой муж Фадей, — выброси это в мусоропровод и забудь. Это никому здесь не нужно“. „Никто не будет платить за философию!“ — уверял меня наш партнер. Тогда я сама написала не деловое, а почти любовное письмо в bulthaup и пустилась в самостоятельное плавание. Меня поддержал сын. „Если тебе это нравится, доверься своей интуиции“, — сказал он».
«В декабре 1995 года вместе с голландским партнером мы открыли шоу-рум bulthaup. Нас считали если не безумцами, то уж точно чудаками, навязывающими чуждую эстетику. Еще бы! Ведь были случаи, что заказчики, увидев наши кухни, отказывались от уже готовых каминов в розочках и просили архитекторов переделать весь проект. Bulthaup — как камертон: незаметный, но требовательный, не терпящий подделок».
«В то время нас считали если не безумцами, то уж точно какими-то чудаками»
«Понадобились соответствующие аксессуары — так я поехала во Франкфурт на свою первую выставку. Сначала был Riedel и Rosenthal, затем мы привезли Wittmann, Classicon, Cecotti — самые рафинированные марки. Потом появилась Lignе Roset — это также было не похоже на все то, что я видела раньше. Одно за другое — возникла студия подарков, затем выставочные пространства, книжный магазин… Мы планируем издавать книги по дизайну. Правда, начали с литературного путеводителя по Венеции Иосифа Бродского — он очень близок и мне, и Фадею. Так что сплошные совпадения и никакого бизнес-плана!»
Своеобразной частью этого проекта стала собственная квартира Лины и Фадея. Она расположена в том же самом доме. «Поначалу мы снимали здесь небольшую квартиру, чтобы не ездить домой за полночь, — говорит Лина. — Потом хозяйка объявила, что за такое престижное месторасположение придется платить дороже. Фадей решил, что пора уже перебраться сюда насовсем, и мы нашли эту квартиру».
«Вторым условием мужа было то, что я не вмешиваюсь в процесс ремонта. Вы же знаете, тогда ремонт мог бы тянуться вечность. Единственное, о чем Фадей спросил меня, — сколько я хочу комнат. Отдельная спальня и детская (теперь уже для внуков) — мой единственный вклад в планировку. В общем, через год, к моему дню рождения, Фадей подарил мне наш новый дом. Конечно, главным пространством стала кухня, объединенная с гостиной. Планировка была определена заранее — под размеры кухни bulthaup, которую мы купили с экспозиции. Так что любовь к кухням определила не только мою работу, но и мой интерьер».
«Высокие потолки, белые стены, окна, расположенные друг напротив друга, — даже самым пасмурным петербургским днем здесь светло. Мой кабинет отделен от гостиной только роялем. Для музыки у меня всегда найдется время — это мое самое большое увлечение после математики и дизайна. Кстати, крышка рояля часто используется как дополнительная рабочая поверхность, если на столе не хватает места. Как видите, наша работа и дом неразрывно связаны. Если хотите, здесь у нас шоурум в миниатюре — но ничего лишнего. Дизайнерской мебели нужен воздух. А если чего-то вдруг недостает, я всегда могу спуститься в нашу галерею — очень удобно жить рядом с такой работой!»