Британский дизайнер Джаспер Моррисон (Jasper Morrison) не похож на своих соотечественников, свято соблюдающих чисто английскую заповедь «мой дом — моя крепость». Джаспер, в детстве успевший поучиться в 12 разных школах из-за постоянных переездов его семьи, считает разграничение между «домом» и «работой» устаревшей условностью. Он нередко ночует в собственном шоу-руме, готовит в офисе, а работает везде, где его застанет вдохновение. Нередко оно посещает Моррисона в самолетах и аэропортах. Среди клиентов одного из самых известных промышленных дизайнеров Англии — компании из Германии, Италии и Японии, так что в полете он проводит немало времени. «Я даже завидую тем, кто может долгое время оставаться на одном месте. Сам я на это не способен», — признается он.
Неудивительно, что, попав в штаб-квартиру дизайн-бюро Jasper Morrison в лондонском Ист-Энде, не сразу понимаешь, что это: офис, шоу-рум или жилые апартаменты. История здания типична для района Шордич — бывшей индустриальной окраины, превратившейся в модный богемный квартал буквально на глазах у Джаспера. «Район сильно изменился за последние десять лет, — рассказывает он. — Сегодня это одно из самых интересных мест Лондона, здесь масса уникальных, независимых магазинчиков и шоу-румов, не связанных с крупными брендами. Немало и ресторанов — по большей части это небольшие, очень приятные заведения, управляемые людьми, которые действительно любят еду и стараются создать необычные места, куда всегда приятно зайти».
Студия самого Джаспера Моррисона, где он разрабатывает новые модели для Flos, Cappellini, Magis, Kettal и других известных фабрик, — один из многочисленных офисных лофтов этого квартала. «На самом деле это — бывшая конюшня, — говорит дизайнер. — Расположенная по соседству фабрика держала здесь лошадей, на которых курьеры развозили продукцию клиентам. Мы сняли это здание из-за дешевизны — оно было в ужасном состоянии, зато аренда стоила недорого. Места здесь было гораздо больше, чем нам требовалось, сейчас на площади 500 кв. м работает всего 4–5 человек. Проблема заключалась в том, как освоить „лишние“ метры. Мой друг архитектор Гарри Гаггер дал мне отличный совет: разобрать потолки нескольких комнат на первом этаже и устроить на месте ненужных помещений два внутренних двора».
Дизайнер и его сотрудники работают на первом этаже, там же находятся библиотека, магазин и зона для осмотра и тестирования новых объектов. Библиотека — одно из самых важных помещений в офисе. В студенческие годы Джаспер, учившийся в Кингстонском университете в пригороде Лондона, подрабатывал перепродажей книг о дизайне, которые покупал у местных букинистов. Именно с тех пор зародилась его страсть к редким изданиям. На втором этаже располагается шоу-рум. Он обставлен мебелью, разработанной дизайнером для разных марок, и похож на частную квартиру: там имеются гостиная и даже небольшая спальня. Моррисон обожает готовить, поэтому в его владениях целых две кухни — по одной на каждом этаже. Та, что внизу, просторнее, ею сотрудники бюро пользуются каждый день. Вторая поменьше, ее используют только если нужно приготовить обед для особо почетных гостей, которых принимают в шоу-руме.
Подбором отделочных материалов занимался архитектор Майкл Кейзи. «Он очень помог мне с деталями и покрытиями», — признает Моррисон. Именно Кейзи предложил покрыть полы рабочей зоны асфальтом — в Германии им часто заливают полы на фабриках: он мягче бетона и очень прочен. В отделке преобладают натуральные материалы. Джаспер всегда был к ним неравнодушен. «Дневной свет, падающий на предметы, по-разному ведет себя в зависимости от материала и его цвета, — объясняет он. — Натуральные материалы и оттенки смотрятся в лучах солнца лучше всего. Я всегда говорю это своим клиентам». И кажется, интерьер шоу-рума убеждает их яснее слов.