Квартиру Александр Арнгольдт присматривал не для себя, а для друга. Вернее, для его сына. Когда друг ее увидел, он сказал, что квартира никуда не годится, Арнгольдт обиделся и решил оставить ее себе.

В гостях у дизайнера Александра Арнгольдта (фото 3)
Вид из прихожей. На стеллаже справа – голубые кокошники из старого дома в Вологде. Круглое окно в санузел было проделано под размер мраморной «рамы», которая отлично вписалась в интерьер.
Фото
Алексей Голубев

Хотя изначально квартира выглядела ужасно. Сорок четыре квадратных метра были разделены на две комнаты, в которых обитала толпа уроженцев одной из среднеазиатских республик. Где-то в углу стояла ванна. Но за окном зеленела листва и пели птицы — кто мог бы представить себе такое в районе Сенной площади, где сплошь каменные колодцы, без единой травинки? А здесь во дворе каким-то чудом сохранились три или четыре дерева, и получился маленький садик. Для Петербурга редкость.

В гостях у дизайнера Александра Арнгольдта (фото 1)
На месте дивана раньше стояла ванна. От входа до кухни тянулся коридор. Квартира была жутко маленькая и вызывала у Арнгольдта клаустрофобию, поэтому он все тут переделал.
Фото
Алексей Голубев

И локейшн превосходный. Не случайно именно здесь поселился Гоголь, когда приехал в столицу из Малороссии. В тридцати метрах от подъезда канал Грибоедова, пятнадцать минут пешком — и ты на Большой Морской. Сверкает шпиль Адмиралтейства, тянет холодным ветром с Невы. И до мастерской буквально два шага. В общем, все складывалось.

В гостях у дизайнера Александра Арнгольдта (фото 5)
Фрагмент гостиной. Большой деревянный стол используется и как рабочий, и как обеденный. Как уверяет хозяин, на нем можно еще и спать.
Фото
Алексей Голубев

Первым делом Александр сломал все перегородки, выстроенные в те годы, когда петербургские дворцы и доходные дома делили на коммунальные каморки. Открылись потрясающие лаги, сохранившиеся чуть ли не с 1756 года, когда дом был построен, но почти все, к сожалению, были гнилые, поэтому пришлось их менять. Идея была такая: привести в порядок потолок, потому что он был жуткий, а кирпичные стены оставить открытыми. И всю квартиру раскрыть максимально, впустить в нее воздух и свет.

В гостях у дизайнера Александра Арнгольдта (фото 7)
На старинном бюро – очередная находка из антикварной лавки, «Мать гиббона». Справа – консоль, которую хозяин сделал своими руками. Столешница – один из лагов из этой квартиры.
Фото
Алексей Голубев

В будущем Александр планирует все-таки отделить спальню от всего остального, но не совсем обычным способом. Спальню будет закрывать занавес, раздвигающийся при помощи специального механизма, как в Мариинском театре. Театральный занавес из «Золотого петушка», как и многие другие сокровища, Арнгольдт спас от забвения и тлена и принес домой. «У нас был какой-то сейшн в Русском музее, — рассказывает он, показывая, как занавес будет крепиться к потолку, — все вышли покурить, а я, поскольку я не курю, смотрел по сторонам. Вижу — возле помойки свалено что-то интересное. И нарыл два роскошных сетчатых занавеса из льняных тесемок».

В гостях у дизайнера Александра Арнгольдта (фото 9)
Светильник сделан из стеклянных труб, найденных на помойке. Прежде чем пустить их в дело, Арнгольдт проверил их на радиоактивность. Оказалось, что на трубах остались следы молока: они отслужили свой век на молочном заводе.
Фото
Алексей Голубев

Многие вещи в этой квартире могут рассказать похожую историю своего спасения. Потолочный светильник сделан из стеклянных труб, найденных на помойке. По трубам прежде бежало молоко, а теперь — свет. Фаянсового дракона, который живет на кухне, Арнгольдт нашел на самой дальней полке в антикварной лавке и отчаянно торговался, пока не снизил цену раз в пять.

В гостях у дизайнера Александра Арнгольдта (фото 11)
Стул принесен с питерской помойки; обивку Арнгольдт поменял, наполнитель из конского волоса остался.
Фото
Алексей Голубев

Обычные, бытовые вещи дизайнер ухитрился спрятать так, что их не видно не только на фотографиях, но и обычным глазом. Обувь, сумки и чемоданы — в кладовке, устроенной во входной зоне, между дверьми; одежда — в нише рядом с диваном. Человек, который одевает самых модных женщин Москвы и Петербурга, считает, что одежды много быть не должно. «Ты же знаешь, — говорит он, ставя на стол антикварные бокалы, — я по натуре минималист».

В гостях у дизайнера Александра Арнгольдта (фото 13)
Широкий подоконник превращен в лежанку. Маленький садик во дворе – предмет гордости хозяина дома. В районе Сенной зеленый двор – редкость, дворы здесь до сих пор похожи на каменные колодцы, как во времена Достоевского.
Фото
Алексей Голубев
В гостях у дизайнера Александра Арнгольдта (фото 14.1)
Санузел. Маленький, но удобный.
Фото
Алексей Голубев
В гостях у дизайнера Александра Арнгольдта (фото 14.2)
Фрагмент кухни. На столешнице - фаянсовый дракон из антикварной лавки. Черный холодильник, Liebherr.
Фото
Алексей Голубев
В гостях у дизайнера Александра Арнгольдта (фото 15)
Старинная печь стоит между спальней, гостиной и прихожей, как верстовой столб. Арнгольдт говорит, что отказаться от нее не смог, потому что она очень настроенческая. Ее можно восстановить, но бюджет неслабый, поэтому ее просто покрасили в модной сливочно-розовой гамме.
Фото
Алексей Голубев