Текст: Татьяна Арзиани
Декораторы Надя и Гиви Ананьевы, совладельцы студии Decomania, считают, что люди ужасно устали от суеты, хай-тека и бездушных современных пространств. Поэтому, получив спецпредложение из поселка Заречье под Москвой, они постарались создать в новом многоэтажном доме, окруженном брежневскими госдачами, пространство, в котором будет жить само время, где люди будут слушать джаз и наслаждаться спокойным течением жизни.
Что делает человека по-настоящему счастливым? Я точно знаю: сохранившееся у каждого из детства ощущение полного покоя и защищенности. Когда приезжаешь из шумного города на дачу, бросаешь, где попало, сумки, забываешь про работу, ложишься на террасе на старый дедушкин диван и просто смотришь в окно — сквозь ветки яблок и сирени, дальше, в бесконечное синее небо. И все. Больше ничего не происходит. Мама заваривает на кухне какао. Свежий воздух, наполненный ароматами июньских трав и цветов, смешиваясь с запахом какао, умиротворяет настолько, что ты почти сразу засыпаешь или впадаешь в приятное дачное забытье.
Когда я впервые пришла с декораторами Гиви и Надей Ананьевыми в эту квартиру, мне почему-то сразу захотелось прилечь. Вдруг почувствовала, как внутри поселился знакомый с детства покой тихого летнего дня. На кухне кто-то готовил горячий шоколад, и по квартире плавал сладко-горький запах. Он плавал и разливался, скользил по стенам и спускался на пол в гостиной и коридоре, окрашивая все пространство вокруг в теплый коричневый цвет, потом чуть растворялся, терял насыщенность и разливался бледно-сиреневым в детской, а потом вдруг застывал зеленоватыми оттенками в спальне.
«В спальне мы хотели создать слегка ностальгическую атмосферу, образ 1930-х годов, римейк ар-деко, поэтому использовали только натуральные ткани, очень спокойных естественных цветов. Это пространство, в котором сама идея декора как бы спрятана, а на первый план вышла просто очень уютная комната, в которой проводят время любящие друг друга мужчина и женщина, — рассказывают Гиви и Надя. — Стены мы раскрасили вручную, пробовали разные фактуры, придумывали, чтобы получился вот такой спокойный и в то же время необыкновенный оттенок. А карнизы — исключительно простые, мы подсмотрели их в старых сталинских домах».
Из спальни запах шоколада ведет меня в кабинет — строгий, густо-коричневый. На стене — фотография 1940-х годов: «небесные» акробаты в костюмах летчиков стоят на крыле летящего самолета. Они бесстрашно парят в открытом пространстве, каким-то чудом удерживая равновесие. «Мы назвали эту комнату „мужское место“. Оно создано специально для хозяина квартиры, который много работает, и ему необходимо иногда уединиться, сосредоточиться и побыть в тишине. В этом небольшом пространстве нам хотелось соединить динамику, выраженную в движении гимнаста (Гиви показывает на бронзовую фигурку), а также в движении людей на фотографии и строгости линий стола, дивана, книжных полок. Сочетать состояние внутреннего напряжения, сосредоточения, размышлений и в то же время покоя и уединения».
Уединиться хозяевам квартиры, конечно, не так-то просто — у них трое детей, а это значит весь мир «шоколадного» дома принадлежит им. Гиви и Надя ведут меня в одну из детских комнат. Это комната старшей дочки хозяев — здесь ничего строгого нет и в помине. Нежные оттенки сиреневого, тончайший батик, шелковые подушки. Нега, иллюзии, сказочный мир начала жизни, туманной юности, полного счастья и полусна. «Когда мы начали декорировать эту комнату, то спросили у девочки, чего бы ей хотелось. Она ответила нам что-то вроде „пусть будет джинса и Барби“. Но получилась комната восточной принцессы. Нам показалось, что это больше подойдет ее нежному возрасту, когда вся жизнь проходит полулежа. Мы придумали подиум с подушками — большой, уютный, красивый. И ребенку все это сразу очень понравилось, потому что нам кажется, что мы разгадали потаенные желания девочки, несмотря на джинсу и Барби».
Если честно, я немного завидую этой комнате, как и большой коричневой гостиной, в которой по вечерам вся семья собирается возле домашнего кинотеатра. Солнце заходит, сквозь жалюзи в комнату проникает тихий свет. В углах таинственно мерцают керамические фигуры-лампы, придуманные и сделанные Гиви. Свет сквозь тоненькие отверстия-прорези преломляется, и на стенах возникает странный экзотический рисунок. Хозяин квартиры, кажется, доволен этими скульптурами и приглашает гостей посмотреть на свое «домашнее искусство». Гиви говорит, что в керамике, как ни в каком другом материале, можно создать иллюзию времени и наслоений.