Говоря, что квартира отражает личность хозяев. Но что делать, если в потаенных уголках дремлют такие чувства, которые хочется хранить в секрете даже от близких? Выход: купить еще одну квартиру!
«Ну, понимаете, эта квартира для таких целей… В общем, сами все увидите…» — смущенно говорит декоратор Диана Балашова, приглашая меня войти. Стесняться тут нечего. История для нашего времени вполне типичная: молодой преуспевающий человек покупает себе вторую квартиру для отдыха и развлечений. Обычно такие интерьеры невелики по площади, но зато в них раскрывается истинная сущность хозяина, и воплощаются его самые смелые фантазии. Наружу прорывается жизнеутверждающее дионисийское начало, которое до поры до времени дремлет в каждом из нас. И тогда рассудительность и необходимость следовать общественным нормам отступают под натиском первобытной энергии и чувственности. Кто-то ставит в центр квартиры ванну, кто-то превращает спальню в больничную палату. В нашем случае хозяин решил пофантазировать на тему томных салонов эпохи рококо.
Погружение в атмосферу будуара происходит буквально с порога: пол из черной плитки загадочно поблескивает и мерцает, а красное пухлое кресло «Наполеон I» пылко приветствует входящих. Дальше — больше. Черный потолок, темно-вишневый пол, люстры с подвесками, шкуры на пестрых диванах — все формы вычурные, цвета насыщенные. Кажется, еще чуть чуть, и интерьер превратится в декорации к фильму о развлечениях при дворе какого-нибудь французского монарха. Но Диане удалось, балансируя на грани между вкусом и безвкусицей, сохранить равновесие.
При первой встречи заказчик был лаконичен и заявил, что хотел бы получить смесь Китая со стилем Людовиков XIV и XV, но без использования штампов. «Потолок надо покрасить в черный цвет, все остальное — в красный и серый. И чтобы никакого минимализма!», — сказал он и больше не вмешивался в творческий процесс. По счастливому совпадению, Диана сама любит похулиганить, так что ее воображение сразу заработало в полную силу. Китай — значит, красный цвет и много лака. Людовик XIV — рокайльные завитки и обильная позолота. Но слепо все это копировать было бы слишком скучно и банально. На помощь пришел образ античной вакханалии вкупе с ироничным переосмыслением прошлого и настоящего. Кстати, самоирония не чужда и хозяину квартиры. Согласившись на покупку кресла «Наполеон I», он сказал, что вообще-то предпочитает Петра I, но за неимением подобной иконографии вполне удовлетворится изображением французского императора на обивке.
Кухонный блок — это, скорее, обрамление для светящегося панно из оникса, а не место приготовления борщей и котлет. Стоять у плиты здесь явно никто не собирается.
А Диане уже повсюду мерещились бахусы и сатиры, которыми она в итоге населила квартиру. Теперь они тихо посмеиваются над гостями, показывая то рожки, то козлиные ножки. В прихожей всех встречает консоль на тоненьких копытцах. На кухне вместо кастрюлек и сковородок — бокалы для шампанского и ведерко для льда. И вообще, кухонная мебель — это скорее обрамление для светящегося панно из оникса, а не место для приготовления борщей и котлет. Стоять у плиты здесь явно никто не собирается.
Тяжелые портьеры из бархата с золотыми кистями здесь запросто уживаются с прозрачным пластиком
Избыточность — одно из необходимых условий дионисийского культа. Диана следовала ему во всем. Если кессоны — то огромные. Если цвета — то звенящие. Если мебель — то вычурная. Правда, от заказанных Людовиков остались лишь пухлые формы, игривые завитки, да немного золота — в остальном это типичный постмодернистский китч. Чрезмерность, возведенная в ранг концепции, дает возможность сочетать традиционно несочетаемые вещи. Когда в интерьере есть яркая генеральная линия, стилистические задачи решаются сами собой. И тогда тяжелые портьеры из бархата с золотыми кистями запросто уживаются с прозрачным пластиком. Вообще, в этой квартире нет ни одной антикварной вещи. Каждый предмет — это причуда дизайнера, затейливая и необычная. Расставить такие активные предметы на фоне активных стен — большая смелость, но благодаря точному соблюдению пропорций и гармоничному соединению цветов «визуальной передозировки» не происходит.
Результат этой работы выглядит неожиданно. А все потому, что заказчик и декоратор были абсолютно бескомпромиссны: он совсем не задумывался над тем, что скажут друзья и знакомые, а у нее появилась редкая возможность раскрыться и быть абсолютно искренней. В подобные квартиры попадаешь не каждый день. Но ведь именно к этому и стремился заказчик — ему нужен был интерьер не для будней, а для праздников. Место, где можно без всякого смущения заглянуть в тайники собственной души, отпустить на волю чувства, отринуть догмы и пуститься во все тяжкие.