В этой квартире я бывал не раз, но знал ее, если можно так выразиться, с другой стороны. Больше десяти лет назад в доходном доме на набережной Фонтанки Марина Гисич открыла одну из самых успешных галерей современного искусства. Но недавно, вновь оказавшись по хорошо известному адресу, я с трудом узнал знакомый интерьер. Дело в том, что однажды хозяйка решила переехать из своей квартиры в этом же доме прямо в галерею. Может, чтобы стать еще ближе к искусству. А может, просто пришла пора расширить жизненное пространство: ее дочери готовились пойти в школу, и им определенно требовалось больше места — теперь не только для игр, но и для занятий.
«Раньше на месте гостиной были галерея, офис и небольшая квартирка, где могли останавливаться художники»
«Мы с мужем даже не рассматривали другие варианты, — говорит она. — Согласитесь, работать и жить в одном доме — это большая роскошь. И я влюблена в это место — центр Петербурга удивительно красив, и, конечно, здесь до всего просто рукой подать. Ну а пристань под окнами нашего дома — это настоящий подарок. Друзья могут запросто приплыть на ужин, чтобы потом увезти нас на морскую прогулку с шампанским».
«Только в Петербурге друзья могут запросто приплыть на ужин, чтобы после увезти на морскую прогулку»
Рокировка началась без промедлений — для начала были выкуплены две соседние коммунальные квартиры, что позволило восстановить парадную анфиладу по фасаду дома. «Если помните, раньше в помещении, выходившем на реку, были галерея, офис и небольшая квартирка для художников, — рассказывает Марина в гостиной, расположившейся на месте галереи. — А за стеной у соседей была вторая половина квартиры. Когда мы расселили эти коммуналки и снесли все перегородки, оказалось, что они занимали две большие комнаты, где мы сделали вторую гостиную и кухню. Кстати, там частично сохранилась лепнина, что позволило нам восстановить декор потолка в части анфилады».
Галерея переехала в помещение с отдельным входом на первом этаже этого же дома. «Ведь так все-таки спокойнее, особенно во время вернисажей», — улыбается хозяйка. Но в своей квартире Марина все же решила оставить одно пространство для экспозиций — оно сохранилось со времен первой галереи практически без изменений. Теперь тут хранится ее собственная коллекция современного искусства, собранная за эти годы. «Здесь мне удобно встречаться с коллекционерами и заказчиками — часто это одни и те же люди», — говорит она.
Дело в том, что спустя несколько лет после открытия галереи Марина основала архитектурное бюро. «Клиенты часто задавали мне вопросы о том, как лучше разместить свои коллекции: современное искусство требует не только пространства, но и его правильной организации. Тогда-то я и решила: почему бы не попробовать делать интерьеры специально под коллекции? Со временем это стало моим принципом — я с уважением отношусь к заказчикам, для которых искусство является неотъемлемой частью дома, а интерьер, в свою очередь, подчиняется искусству. Сейчас мы как раз спроектировали профессиональное пространство для частного фонда современного искусства в Екатеринбурге, и этот заказ для меня очень символичен».
«Мы с мужем даже не рассматривали другие варианты. Согласитесь, работать и жить в одном доме — это большая роскошь»
Стоит ли говорить, что квартира Марины стала в полной мере выражением такого подхода. «Здесь сочетаются артистическая красота и бескомпромиссная практичность. Функциональность тоже очень важна, но при этом я всегда стараюсь максимально спрятать техническую начинку. Если же это не удается, тогда я нахожу оборудование, чьи эстетические параметры не будут уступать дизайнерским предметам. Для квартиры я использовала три основных цвета — доминирующий графитный, бежевый и лазурный, акцент поставлен на тканях и, конечно, художественных объектах. В гостиных бежевым выкрашена стена, выходящая на реку, — это словно стерло границу с улицей и позволило впустить внутрь дома потрясающий пейзаж за окнами. А лазурные тона смягчают интерьер — их я выбрала для жилых комнат». Они расположились на втором этаже, куда ведет винтовая лестница. «Это было единственно возможным решением — чтобы оно не было таким банальным, колонну, несущую ступени („О боже, колонна в моей квартире!“ — подумала я), оформили старыми автомобильными покрышками. Мы просто привезли их со свалки, отмыли, закачали с них монтажную пену и покрыли лаком».
«Вид за окном служит тем же воспитательным целям, что и дизайнерская мебель в детских комнатах»
Спальня хозяев выходит во внутренний двор дома — здесь можно было опустить окна до пола. А детские и общая игровая дочерей выходят на реку и череду классических фасадов противоположного берега. «Этот вид служит тем же воспитательным целям, что и дизайнерская мебель в их комнатах, — смеется Марина. — Впрочем, и для меня эта постоянно изменяющаяся картина за окнами обладает магическим действием. Жизнь в Петербурге — это настоящее искусство». Галерея и студия дизайна Марины Гисич, www.gisich.com