Эта история началась со строительства скромного «дома небогатого помещика» для редких выездов на природу. Быт русской усадьбы, за редким исключением, был скромным и непритязательным: низкие потолки, деревянные полы, крашеные стены, «кучерявая» провинциальная мебель и белые льняные занавески. Именно о такой жизни поначалу мечтал хозяин. Неудобный участок земли, где предстояло построить дом, тоже не располагал к размаху — резкий уклон и вытянутая форма диктовали свои правила. Но судьба решила иначе.
«Не называйте этот дом музеем! Я предпочитаю период, когда во дворцах еще жили их хозяева»
«Как только началось строительство, я понял, что единственное, что меня смущало в проекте, — это высота потолков, — говорит хозяин. — Наша семейная квартира находилась в небольшом старинном особняке с уютными комнатами, так что за городом хотелось сохранить не только привычные пропорции жилья, но и атмосферу фамильного гнезда. Преимущество строительства „с чистого листа“ давало возможность сделать просторную анфиладу, о которой я давно мечтал. Так или иначе, но я решил отказаться от своего первоначального плана, и мы с архитектором для начала решили увеличить потолки до четырех с небольшим метров. Это, в свою очередь, потребовало изменения размеров комнат — они стали больше походить на залы небольшого дворца. В московских городских квартирах, в отличие от Петербурга, такого, к сожалению, не встретишь. Так что строительство собственного дома вполне оправданно — старинного особняка за городом, увы, не найти».
Одни изменения повлекли за собой другие: в образовавшемся высоком аттиковом этаже решили разместить жилые комнаты, для которых раньше просто не было места. Несмотря на все перестройки, хозяин по-прежнему скромно называет свою усадьбу «маленьким трехкомнатным домом». Собственно говоря, на первом этаже их действительно три, как и планировалось. Они образуют классическую парадную анфиладу: гостиная в центре, с двух сторон от нее столовая и кабинет. Наличие второго этажа потребовало пристройки лестничного холла. А рядом со столовой в деревянной пристройке разместились кухня и веранда. В общем, когда хорошая знакомая пригласила меня заехать в гости на завтрак, мне показалось, что его нам накрыли по меньшей мере в одном из залов Павловского дворца. «Нет-нет, только не называйте этот дом музеем, — отмахивался хозяин. — Если вам нравится сравнение с дворцом, то я бы предпочел период, когда в нем еще жили его владельцы».
Жизнь в окружении старинных предметов не кажется хозяевам неудобной, а на разбившийся фарфор не принято обращать внимания
Новые пропорции комнат потребовали гораздо более сложных деталей отделки. Можно сказать, что планировка определяет сознание. Идея воссоздания подлинно дворцового интерьера получила свое завершение. Вместо простых кафельных печей установили два камина, на окна — старинную фурнитуру. Все столярные работы выполнялись по образцам XIX века.
Классическое усадебное решение гостиной с тремя белыми дверями заменили более эффектным: из лестничного холла в гостиную ведет портал, а в примыкающие к ней кабинет и столовую — высокие парные складные двери, некогда находившиеся в московском особняке купцов Овчинниковых. Неудивительно, что, после того как дом был построен, владельцы решили использовать его как постоянное место жительства: из Москвы перевезли мебель, люстры, библиотеку, живопись. Создание собственно интерьера заняло только три дня — все просто расставили на свои места: хорошая архитектура не требует дополнительных декораций.
Строительство особняка началось с проекта «скромного дома небогатого помещика»
Жизнь в окружении старинных вещей не кажется хозяевам неудобной, как это принято считать. Наоборот, их эргономика, выражаясь современным языком, зачастую отличается от современных собратьев в лучшую сторону. Ну а если в процессе жизни треснула спинка дивана или разбилось старинное блюдце — на это не принято обращать внимания. На замену всегда что-нибудь найдется. Кажется, единственная новая мебель здесь — два дивана Schwartz в гостиной. Их выбрали за удобство и безупречный стиль — недаром их называют мебельным «роллс-ройсом».
Владелец вообще не склонен к компромиссам. Он до сих пор жалеет о единственной уступке архитектору, который настоял на эркере в гостиной, чтобы лучше осветить это большое пространство. «Теперь кажется, что этот фасад и является главным, — сетует хозяин. — А мне хотелось, чтобы дом походил на флигель, оставшийся от большой усадьбы».
Впрочем, многочисленные гости по-прежнему пытаются найти старинные руины на участках соседей. Так что иллюзия доведена до совершенства. Даже недостатки рельефа превратились в неоспоримые достоинства: из окон театрально открывается панорамный вид на соседний лес за речкой. Впрочем, хорошее соседство среди помещиков всегда высоко ценилось.
«Строительство дома позволило реализовать мечту о старинном особняке с современным комфортом»
Авторы проекта: архитектор Федор Арзаманов, бюро «Акант — архитектурная мастерская на Яузе», www.akant-yauza.ru. Оформлением интерьеров занимался хозяин дома