The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
За счет эркера гостиная наполнена светом. Высокие потолки потребовали росписи — гризайлевый ампирный бордюр выполнен по мотивам росписей петербургских дворцов. Современные парные диваны Schwartz прекрасно уживаются с русской мебелью первой половины XIX века.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Эта история началась со строительства скромного «дома небогатого помещика» для редких выездов на природу. Быт русской усадьбы, за редким исключением, был скромным и непритязательным: низкие потолки, деревянные полы, крашеные стены, «кучерявая» провинциальная мебель и белые льняные занавески. Именно о такой жизни поначалу мечтал хозяин. Неудобный участок земли, где предстояло построить дом, тоже не располагал к размаху — резкий уклон и вытянутая форма диктовали свои правила. Но судьба решила иначе.

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Вид на лестничный холл из гостиной. Во время музыкальных вечеров он служит настоящей сценой.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

«Не называйте этот дом музеем! Я предпочитаю период, когда во дворцах еще жили их хозяева»

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Фрагмент холла.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

«Как только началось строительство, я понял, что единственное, что меня смущало в проекте, — это высота потолков, — говорит хозяин. — Наша семейная квартира находилась в небольшом старинном особняке с уютными комнатами, так что за городом хотелось сохранить не только привычные пропорции жилья, но и атмосферу фамильного гнезда. Преимущество строительства „с чистого листа“ давало возможность сделать просторную анфиладу, о которой я давно мечтал. Так или иначе, но я решил отказаться от своего первоначального плана, и мы с архитектором для начала решили увеличить потолки до четырех с небольшим метров. Это, в свою очередь, потребовало изменения размеров комнат — они стали больше походить на залы небольшого дворца. В московских городских квартирах, в отличие от Петербурга, такого, к сожалению, не встретишь. Так что строительство собственного дома вполне оправданно — старинного особняка за городом, увы, не найти».

Одни изменения повлекли за собой другие: в образовавшемся высоком аттиковом этаже решили разместить жилые комнаты, для которых раньше просто не было места. Несмотря на все перестройки, хозяин по-прежнему скромно называет свою усадьбу «маленьким трехкомнатным домом». Собственно говоря, на первом этаже их действительно три, как и планировалось. Они образуют классическую парадную анфиладу: гостиная в центре, с двух сторон от нее столовая и кабинет. Наличие второго этажа потребовало пристройки лестничного холла. А рядом со столовой в деревянной пристройке разместились кухня и веранда. В общем, когда хорошая знакомая пригласила меня заехать в гости на завтрак, мне показалось, что его нам накрыли по меньшей мере в одном из залов Павловского дворца. «Нет-нет, только не называйте этот дом музеем, — отмахивался хозяин. — Если вам нравится сравнение с дворцом, то я бы предпочел период, когда в нем еще жили его владельцы».

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Фрагмент гостиной. Над полукруглым столом- консолью полотно, проданное на одном из аукционов в Зимнем дворце в 1920-х годах. На столе — предметы русского стекла и севрская фарфоровая ваза. Складные четырех-створчатые двери ведут в кабинет. Двери и камин XIX века из черного мрамора украшали интерьеры двух московских особняков.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Жизнь в окружении старинных предметов не кажется хозяевам неудобной, а на разбившийся фарфор не принято обращать внимания

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Стены столовой выкрашены теплой охристой краской по традиционным технологиям. На диване — бухарский халат золотого шитья.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Новые пропорции комнат потребовали гораздо более сложных деталей отделки. Можно сказать, что планировка определяет сознание. Идея воссоздания подлинно дворцового интерьера получила свое завершение. Вместо простых кафельных печей установили два камина, на окна — старинную фурнитуру. Все столярные работы выполнялись по образцам XIX века.

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Открытая терраса — продолжение столовой. По мнению хозяина, это одно из главных мест в загородном доме. Полотна Рустама Хамдамова покидают стены только поздней осенью. Справа — двери в деревянную кухню.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Классическое усадебное решение гостиной с тремя белыми дверями заменили более эффектным: из лестничного холла в гостиную ведет портал, а в примыкающие к ней кабинет и столовую — высокие парные складные двери, некогда находившиеся в московском особняке купцов Овчинниковых. Неудивительно, что, после того как дом был построен, владельцы решили использовать его как постоянное место жительства: из Москвы перевезли мебель, люстры, библиотеку, живопись. Создание собственно интерьера заняло только три дня — все просто расставили на свои места: хорошая архитектура не требует дополнительных декораций.

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Кухня оформлена в лучших традициях начала XX века: стены покрыты дубовыми панелями, камин — майоликовой плиткой кузнецовской фабрики.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Строительство особняка началось с проекта «скромного дома небогатого помещика»

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Буфетная комната соединяет столовую и кухню. На дубовом прилавке с мраморной столешницей — предметы, необходимые для ежедневной сервировки стола.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Жизнь в окружении старинных вещей не кажется хозяевам неудобной, как это принято считать. Наоборот, их эргономика, выражаясь современным языком, зачастую отличается от современных собратьев в лучшую сторону. Ну а если в процессе жизни треснула спинка дивана или разбилось старинное блюдце — на это не принято обращать внимания. На замену всегда что-нибудь найдется. Кажется, единственная новая мебель здесь — два дивана Schwartz в гостиной. Их выбрали за удобство и безупречный стиль — недаром их называют мебельным «роллс-ройсом».

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Вид из гостиной на столовую и террасу. Люстра с рубиновым стеклом — конец XVIII века.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Владелец вообще не склонен к компромиссам. Он до сих пор жалеет о единственной уступке архитектору, который настоял на эркере в гостиной, чтобы лучше осветить это большое пространство. «Теперь кажется, что этот фасад и является главным, — сетует хозяин. — А мне хотелось, чтобы дом походил на флигель, оставшийся от большой усадьбы».

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Единственная спальня первого этажа расположена в деревянной пристройке.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)
The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Одна из спален второго этажа.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Впрочем, многочисленные гости по-прежнему пытаются найти старинные руины на участках соседей. Так что иллюзия доведена до совершенства. Даже недостатки рельефа превратились в неоспоримые достоинства: из окон театрально открывается панорамный вид на соседний лес за речкой. Впрочем, хорошее соседство среди помещиков всегда высоко ценилось.

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Цвет стен кабинета подбирался под комплект мебели из тополя, карельской и волнистой березы.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)
The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Кабинет. Над «павловским» столом-бюро из тополя — картина «Чичара» Юлии Вильгельмины Хаген-Шварц, ученицы Карла Брюллова. Мебель, Россия, начало XIX века. Бронзовая люстра того же времени. Кресло шезлонг происходит из Аничкова дворца.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

«Строительство дома позволило реализовать мечту о старинном особняке с современным комфортом»

The Best of ELLE DECORATION: классическая русская усадьба в Подмосковье
Ванная комната хозяина расположена на втором этаже. Ванна и умывальник, начало XX века.
Фото
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Авторы проекта: архитектор Федор Арзаманов, бюро «Акант — архитектурная мастерская на Яузе», www.akant-yauza.ru. Оформлением интерьеров занимался хозяин дома