Париж, 1-й округ, — мы в старой и самой консервативной части города, квартале Ле-Аль, в двух шагах от Лувра и Сите. Окна квартиры смотрят на церковь Сент-Эсташ, известную своими витражами. При этом в интерьере нет и намека на характерную буржуазную парижскую атмосферу — никакой лепнины, паркета «в елочку» или кованых изящных заграждений балкона. Напротив, оконные рамы — массивные, индустриального вида, еще и покрашенные в контрастные кислотные цвета. Полы закатаны ковролином с экзотическим тропическим узором. А с потолка спускается массивная золоченая «змея» из пышно декорированного широкого молдинга.
Превращать жилое пространство в экспериментальную лабораторию, полную фантастических сюжетов, — уже узнаваемый творческий метод Матиаса Кисса (Mathias Kiss), любимца парижских галерей и фэшн-брендов, активно привлекающих его то к оформлению модного показа, то к созданию инсталляции прямо в витринах бутиков. В портфолио художника — проекты для Hermès, Louis Vuitton, Kenzo, Boucheron и Wooyoungmi.
«Моя цель — взломать программу и изменить все существующие коды»
Каждая работа француза эпатирует. Произвести впечатление на консервативно настроенную парижскую публику — амбициозная задача, но Кисс, кажется, преуспел в этом. Начав карьеру в качестве реставратора, он вступил в известную французскую организацию подмастерьев Compagnons du Devoir, где обучался рисунку, росписи, различным методам позолоты и другим традиционным декоративным техникам. Набравшись опыта, он решил придумывать сюжеты для росписей, используя технику trompe-l’œil («обманки»), сначала по заказу известных декораторов, потом — для собственных проектов.
«Пространство — это лишь нейтральная оболочка для творчества»
«Само пространство я воспринимаю как нейтральную оболочку для творчества, — говорит Кисс. — Клиенты доверяют моему вкусу. Хозяин этой квартиры коллекционирует раритетный дизайн XX века. Главные герои в этом пространстве — сдержанные предметы Жана Пруве (Jean Prouvé) и Шарлотты Перриан (Charlotte Perriand). Когда вещи из его собрания привезли в квартиру, стало понятно, что этого недостаточно. Купив часть моих работ в одной парижской галерее, он пригласил меня уже в качестве декоратора переосмыслить пространство целиком». В каждой работе дизайнера непременно присутствуют зеркала. «Они помогают изменить привычный угол зрения, время от времени это нужно каждому, — говорит дизайнер. — И здесь, в самом центре гостиной, тоже есть зеркальная композиция Soleil в форме полусферы».
Внешность Кисса, так же как и его работы, эпатирует. Работая у себя в студии в рабочем халате и очках, он напоминает алхимика и в этом же образе позирует фотографам. Дизайн мебели — еще одна сфера интересов Кисса. Диван, по форме напоминающий глыбу льда или вершину айсберга, изготовлен по его чертежам. «Мой подход к дизайну и декорированию заключается в отрицании существующих догм, — говорит Матиас. — Я за полную свободу мысли и самовыражения. Хочется взломать эту программу и изменить все существующие коды. Во Франции с ее традиционным укладом это сложно, но возможно».
В креативной среде Кисса часто называют чересчур эксцентричным. «Это не раздражает до тех пор, пока не станет ярлыком, — заключает он. — Самое смешное, что в традиционном обществе меня считают панком, а в мире современного искусства относят к гиперклассикам. Пытаюсь усидеть на двух стульях».
«В консервативном обществе я панк, а в мире современного искусства меня относят к гипер-классикам»