Эль-Висо — квартал в районе Чамартин, расположенный на северо-востоки Мадрида. Его название восходит к старом поселку 1930-х гг., построенному архитектором Рафаэлем Бергамином Гутьерресом (Rafael Bergamín Gutiérrez) и Луисом Фелипе Биванко (Luis Felipe Vivanco). Этот квартал является образцом мадридского рационализма (испанской разновидности Интернационального стиля) и состоит из двухэтажных особняков. Об одном из таких домов и идет сейчас речь.
Приступая к проекту модернизации старого дома, архитекторы мадридской студии BETA.Ø Борха Пенья, Эрнесто Сьерра и Хавьер Ортега столкнулись с целом рядом проблем. Во-первых, исторические дома Эль-Висо охраняются государством, поэтому реконструкция не должна нарушать исторического облика квартала. Во-вторых, дом должен был быть вписан в природную среду и, наконец, проект должен быть устойчивым, экологичным и энергоэффективным. Сложно? Да, но трио дизайнеров не боялось трудностей и приступило к работе.
Первую задачу удалось решить благодаря отказу от глобальной перестройки здания. Основной объем был сохранен и дом лишь слегка надстроили. Внутри же была проведена существенная перепланировка. Теперь три этажа здания соединены эффектной подвесной лестницей, которая служит своего рода центральной осью, вокруг которой организованы все общие зоны. Кроме того, сам по себе большой лестничный проем высотой в три этажа помогает обеспечивать естественное охлаждение и вентиляцию дома.
Дом оборудован геотермальной системой отопления и освещается во многом за счет естественного света, проникающего через большие панорамные окна. В отделки использованы теплозащитные материалы, которые помогают сохранять внутри благоприятный микроклимат. Сад, окружающий здание, также способствует естественной вентиляции и охлаждению, создавая природный защитный барьер от летнего зноя.
Озеленением участка занимался ландшафтный дизайнер Фернандо Мартос (Fernando Martos), который создал динамичный сад, в котором скульптурные посадки сочетаются с «упорядоченным беспорядком». Этот сад является органичной частью проекта и вступает в диалог с архитектурой и интерьерами дома. «На первый взгляд, сад кажется хаотичным, но этот природный хаос дополняет выверенную симметрию и чистые пропорции интерьеров», — говорит Борха Пенья (Borja Peña), один из основателей студии Beta.Ø.
И в самом деле, внутри дома — царство пропорций, чистых линий и четких форм. Лаконичность интерьера подчеркивается простыми натуральными материалами: бетоном на потолке, деревянной плиткой на полу, крашеными стенами.
В обстановке использована современные переиздания модернистских икон дизайна вроде кресел и шезлонга Ле Корбюзье, а также настоящие винтажные предметы того времени, которые соседствуют с мебелью, разработанной для этого проекта студией Beta.Ø. И, наконец, финальный штрих — произведения современного искусства, которые можно встретить в каждой комнате дома. Благодаря всему этому пространство не кажется слишком правильным и скучным, но, напротив, наполняется домашним теплом и уютом (этой же цели служит и выбранная дизайнерами гамма: теплые оттенки белого, охры, золотисто-бежевые тона).
В результате получился сдержанный, но вместе с тем уютный интерьер, в котором чувствуешь себя спокойно и комфортно. И, как говорит Борха Пенья, «не это ли и есть истинная роскошь?»