Этот дом был создан 20 лет назад на ощущении счастья, любви и солнечных зайчиков в отражении велосипедных очков. Это дом, где в разные периоды моей жизни собирались самые любимые, близкие мне по духу люди — художники, архитекторы, фотографы, дипломаты, ученые и музыканты и, конечно же, коллеги дизайнеры, а также много-много детей и моих любимых собак.
У каждого гостя здесь было любимое место — кто-то предпочитал удобные диваны, кто-то кресло, а кто-то обычно сидел на ковре или полу. Одни говорили, что это похоже на художественную галерею, другие — что это не Минск, а какой-то другая реальность, третьи — что это настоящий полноценный дом, а не городская квартира, а четвертые — что это самое уютное место, в которое они когда-либо попадали в своей жизни. И радостно было видеть, как каждый из них по-своему интерпретирует это пространство, которое я называю своим.
Мне нравится аскетичная основа простых форм и материалов, суровая простота лестницы, конструкцию которой сварил прямо на месте прораб Миша, обнаженные балки потолочных конструкций, окрашенные стены и деревянные окна, рисунок которых я решила сохранить. Только балконные выходы в спальнях сделали «французскими», полностью прозрачными до пола.
Я хотела создать современный, но в то же время расслабленный интерьер без напускного люкса и строгости. Чтобы здесь была «моя крепость» — место, где можно отдохнуть от суеты и насладиться домашней атмосферой, уютом, вкусной едой и бокалом вина. Также мне хотелось, чтобы проект получился бюджетным (денег не было от слова «вообще»). Поэтому я не стала заказывать мебель в Европе — разве что два дивана в гостиную от недорогой итальянской фабрики, — а в основном использовала предметы, которые могла нарисовать и заказать в Беларуси, найти в ИКЕА или у старьевщиков.
Я впервые работала с квартирой в доме 1953 года, где все перекрытия деревянные, а усиливающие конструкции — из бревен сибирской лиственницы. Хотелось сохранить натуральный оттенок лиственничных балок и на бывшем чердаке, где дерево приобрело со временем шоколадный оттенок. На отдельных балках остались случайные «наскальные» рисунки, вырезанные пленными немцами, которые работали в послевоенные годы на стройках Минска. Поверхность таких балок просто почистили и слегка отполировали.
Когда из-под штукатурки и дранки обнажились балки межэтажных перекрытий, стало понятно, что этот цвет смотрится слишком просто. Поэтому я затонировала их белым маслом — делать это пришлось в несколько слоев, что заняло больше времени. Но результат превзошел ожидания. Дерево на полу — простая сосновая доска, стандартная, но широкая и тоже покрытая белым маслом.
Вся обстановка квартиры рождалась легко, мы не продумывали все до деталей. Но каждая вещь в доме не случайна. Я хотела, чтобы мое пространство говорило за меня. Всякий раз, когда приходят новые гости, они просят провести экскурсию с рассказом о каждом предмете. Они спрашивают, где купили эти вещи, что те или иные предметы значат для меня. И у всего в этой квартире есть своя история.
Здесь много винтажа, найденного на блошиных рынках в поездках по Европе. Мы с мужем-художником и тогда еще школьником-сыном много путешествовали и тащили на себе коврики ручной работы и керамику из Туниса, скатерти из Марселя и лен на портьеры из Прованса. Все это соседствует с дизайнерской мебелью, созданной по моим эскизам и современным искусством, винтажным буфетом начала ХХ века, с которого реставраторы сняли 18 слоев лака и покрыли синей морилкой ИКЕА, стульями 1950-х и 1970-х, любимым креслом моего деда, привезенным из Казани и тремя немецкими, странной и смешной формы креслами, набитыми по старой технологии конским волосом, стулом для игры на фортепиано, с подъемным механизмом и ярким, сшитым своими руками или купленным на «блошках» текстилем.
Я всем говорю: не стесняйтесь покупать секонд-хенд, там бывают удивительные вещи! Я люблю часто ходить по винтажным магазинам и барахолкам, черпать там вдохновение. Признанные иконы дизайна — моя слабость. Так лампа над комодом в гостиной в форме канделябра, вырезанного из пластика, — уже снятый с производства светильник Louis 5D от Ligne Roset.
Большую часть мебели я выбирала из наличия в Минске или в Вильнюсе, но в интерьере все же есть предметы, выполненные на заказ. Кухня в стиле прованс, с «туалетными» деревянными защелками, изготавливалась по частям на маленьком частном производстве. Фасады отличаются выразительной фактурой, которую мастера создавали вручную.
Обеденный стол тоже делали на заказ, по образцу найденного, но не подлежавшему реставрации чешскому раскладному столу. Я постаралась придать столешнице более классическую округлую форму и дополнила ее восемью опорами, чтобы можно было вложить четыре вкладки и легко усадить за стол два десятка гостей.
За обеденным столом висит полка с кружками и тарелками, привезенными из Италии с любимой фабрики фаянса и керамики в городке Vetri sul Mare. Каждая из тарелок и кружек уникальна, и вся столовая посуда здесь собиралась постепенно. Любой предмет — это история о путешествии и художественной ценности ручной работы, а также теплые воспоминания о встречах с невероятными ремесленниками.
Для спальни я тоже выбирала любимые вещи: обои с золочеными мухами от Farrow & Ball, зеркальную ширму с гравированным рисунком, как на неманском хрустале, по моему эскизу, шкаф и комод из сосны от белорусской фабрики, преображенные голландскими красками и фарфоровыми ручками, потолочный светильник и бра в ориентальном стиле, привезенные из Стамбула.
Мне очень нравятся восточные влияния в искусстве и дизайне, и в целом османское искусство несет атмосферу сказочности и орнаментальности. Слишком нейтральная обстановка негативно влияет на меня, и в скандинавском стиле чувствую себя сиротой, которая еще не сбежала из приюта. Поэтому в моей комнате всегда найдутся кобальтовые или горчичные оттенки, разные оттенки металла или дерева, вышитые наволочки или толстый плед, связанный крючком.
Многие предметы мы перекрашивали, добавляли новые фактуры, меняли обивку, и сейчас они выглядят очень современно, вписываются в интерьер, а главное, имеют свой собственный характер. Кроме того, я решила подарить новую жизнь старой, уже вышедшей из моды, но качественной мебели, продлила жизнь винтажным предметам.
Мой стиль и стиль моего дома — это подборка историй. Микс культур, эпох, цветов, фактур и прожитых моментов, которые создают радостное пространство. И этот стиль трудно определить — немного бохо, возвращающего очарование 1960-х, но не имитирующего эпоху хиппи, немного Прованса, но не настолько потертого и красочного, немного лофта, так как многие конструкции открыты для взора.